ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
УНХУ БССР В ЦУНХУ ГОСПЛАНА СССР ОБ ОТНОШЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ВСЕСОЮЗНОЙ
ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 1937 г.
3 февраля 1937 г.
Начальнику ЦУНХУ Госплана СССР
т. Кравалю И.А.
В массе своей население БССР встретило перепись населения с большим
подъемом и оказывало активную помощь в проведении переписи и оценило перепись
как важнейшее мероприятие Советской власти Работников переписи встречали
приветливо (Минск, Гомель и др.); в ряде случаев приглашали на елку (Минск); к
приходу счетчика готовились, как к большому событию, мыли хаты, одевали новые
платья (Шклов, Бобруйск и др.). В своих записках о переписи райинспектора
Нархозучета приводят громадное число примеров, иллюстрирующих сознательное
отношение населения к переписи.
При сознательном и сочувственном отношении к переписи массы населения
БССР, мы тем не менее в целом ряде районов встретились со случаями
классово-враждебной, контрреволюционной агитации против переписи и попытками
контрреволюционных элементов, направленными к срыву переписи. Близость границы
вне всякого сомнения в основном стимулировала подрывную деятельность этих
контрреволюционных элементов. Случаи враждебных выступлений в основном говорят
не столько о недостаточности массово-разъяснительной работы, сколько о наличии
сознательной, организованной деятельности антисоветских элементов. Об этих
случаях я неоднократно информировал ЦУНХУ Госплана СССР в декабре 1936 г., а
также в докладной записке на имя т. Бранда 5 января 1937 года.
Первый сигнал мы получили в докладной записке Чечерского райинспектора
Нархозучета т. Г., сообщившего в сводке на 5 декабря, что различные религиозные
секты (баптисты) проводят вредную работу против переписи населения. По
сообщению участкового уполномоченного М., баптисты вели агитацию против
переписи среди женщин. Этот факт нами был немедленно поставлен в ЦК. Решением
Бюро ЦК от 10 декабря Печерскому РК КП(б)Б было предложено проверить это дело и
сообщить о результатах в ЦК. В дальнейшем наши райуполномоченные и
райинспектора весьма оперативно информировали нас обо всех таких фактах, а мы,
в свою очередь, ставили вопрос в соответствующих органах.
Привожу сводку полученных нами в разное время фактов
контрреволюционных выступлений против переписи:
В Полоцком районе имелся случай, когда женщина отказалась от переписи;
ночью куда-то она сходила и на другой день пришла сама и заявила о своем
участии в переписи. В районе имелись провокационные слухи: «записывайся
верующим, отдадут церкви или дадут построить новые».
В Арлейском с/с, Полоцкого района враждебные элементы распустили
слухи, что перепись проводится в связи с наступающей войной, что верующим будут
прикладывать печати. В Кулейковском с/с пустили слухи, что верующих будут
обкладывать налогами.
В Ветринском районе был пущен слух, что «верующих будут судить,
неверующим ставить клеймо».
В Рассонском районе в Юховицком с/совете были враждебные вылазки
против переписи со стороны учителя В.
В Дрисенском районе в период предварительной переписи 4 единоличника
Рощинского с/с отказались дать ответы счетчику. Затем отказавшиеся согласились
дать ответ (после проведенной массово-разъяснительной работы).
В районе имелся случай — один отказался дать о себе сведения — он
оказался раскулаченным. На вопрос «Гр-н какого государства?» заданный ему
счетчиком, опрашиваемый заявил, что он «антисоветский элемент».
В Лепельском районе (особенно в Стайковском, Тышнянском с/совете)
200—250 чел. отказались давать о себе сведения. Здесь была проведена
организованная антисоветская работа против переписи. Имелось решение (обещание)
среди евангелистов молчать с 1 по 7 января и, когда к этим лицам обращались
переписчики они молчали, поворачивались к ним спиной, а некоторые
демонстративно, чтобы не разговаривать, закладывали в рот платок. Среди
баптистов по рукам передавалось антисоветское письмо против переписи.
Евангелисты проводили свою работу против переписи давно, а райком партии на
30/ХП охватил агитационномассовой работой по вопросу переписи только6 колхозов
из имеющихся 129 колхозов в районе. В результате плохой агитационно-массовой
работы в районе к моменту переписи активизировались антисоветские элементы.
Так, в Стайковском сельсовете Ж.И. (д. Ситники), В.М. (д. Матюшина),
М.К. (д. Стаи) вели контрреволюционную агитацию против Всесоюзной переписи
населения, говоря, что «будут печатать неверующих и что скоро придет Гитлер и
будут уничтожать неверующих, и во время переписи надо скрываться». В этом же
сельсовете 9 колхозников подали заявление о выходе из колхоза («если перепишут
в колхозе, там и навек придется остаться, лучше выйдем и будем умирать»).
В д. Шистики накануне переписи собирались отдельные граждане из трех
сельсоветов договариваться о том, как вести себя во время переписи.
В Бегомльском районе имелись провокационные слухи, «что всех тех, кто
записался верующим, должны забрать».
В Ушачском районе: «Скоро будут ходить антихристы и будут дожить
клеймо». «Переписью выявляют, сколько будет религиозных, и наверняка будут
открывать церкви», «в переписном листе есть клеточки, и если в эту клетку
попадешь и распишешься, то не будешь спасен».
В Ушачском районе 2 комсомольца записались верующими.
В период предварительной переписи имелось 6 отказов под влиянием
баптистов. Имела место классово-враждебная агитация: «верующие будут голодать»,
«верующих будут арестовывать» и т.д.
В Плешеничском районе были случаи отказа отвечать на вопрос о религии
среди женщин: «пишите, как хотите». Некоторые мужчины отвечали: «Когда есть
хлеб — верую, нет — не верую».
В Околовском, Завишинском сельсоветах того же района со стороны
классово-враждебных элементов были пушены разные слухи, направленные на срыв
переписи, особенно вокруг 5-го вопроса переписного листа «Религия». Имели место
разговоры следующего характера: «Кто запишется верующим, того вышлют из
района», «всех верующих будут клеймить». Такие разговоры были в колхозе
«Парижская коммуна», Запишанский с/совет (колхозник С.Н.), в Плещенском
с/совете (колхозник Ш.П., колхозница М.С. из колхоза «Новы Шлях»).
В Логойском районе имелись случаи, когда родители воздействовали на
детей, чтобы писать «верующий» (Юрковский и Логойский с/советы). В пограничном
Бесяцком с/с имелись антисоветские выступления, «если запишитесь неверующий, то
будет плохо, когда придут поляки».
Были слухи, что при переписи будут клеймить людей, и тех лиц, которые
запишутся неверующими, будут высылать за пределы района. Слухи эти были в д.
Бояры, Астрашинского с/с и Швабском с/с.
В Заславльском районе велась большая контрреволюционная агитация.
Контрреволюционные элементы «проводили работу», имея целью сорвать перепись или
добиться, чтобы все записывались верующими. Первые дни предварительного
заполнения переписных бланков показали, что в некоторых колхозах число
записавшихся верующими доходило до 90—95%. После того как Райком партии послал
актив и усилил разъяснительную работу, имелись случаи, когда колхозники
приходили к счетчику и просили исправить запись с «верующего» на «неверующего».
Отмечен ряд случаев, когда требовали записать национальность «белорус-поляк».
Были слухи, что «неверующих будут клеймить», «единоличников вышлют из
БССР».
В Дзержинском районе в колхозе «Большевистский сев» имело место, когда
агитировали «записывайтесь верующий, тогда отдадут церковь». Такие же случаи
были в колхозе «Петрашевичи».
В Узденском районе во время переписи говорили, что «надо записываться
верующими, иначе, когда придут интервенты, неверующим будет гибель». В этом же
районе был пущен слух: «пишите, что верующий, тогда попа вернут высланного».
В Копыльском районе разговоры идут главным образом о пункте верующий
или неверующий. Отдельные женщины ходили по домам и агитировали, чтобы
записывались верующими (Бабенянский с/с), «иначе им хуже будет». Пущен слух,
что «перепись проводится для того, чтобы знать, сколько верующих, и построить в
соответствии с этим церкви» (Старослободский с/с).
Имелись классово-враждебные разговоры, что «на верующих будут ставить
печать» и т.д. Имелся и такой факт, 5/1-1937 г. в одном из сельсоветов отец
избил 17-летнюю дочь за то, что она записалась неверующей.
В Копыльском районе комсомолец при проведении предварительной переписи
записался религиозным. В Слуцке имелись разговоры, что «если запишешься
верующим, то тебя выселят».
В Гресском районе во время предварительной переписи был один случай
отказа. После проведенной массово-разъяснительной работы отказавшийся
согласился сообщить о себе.
В Мозырском районе были случаи отказа давать сведения по 5 пункту
переписного листа.
В Петриковском районе был пущен слух, что «при переписи будут на
верующих ставить печать», «перепись будет производиться только ночью и только
одних верующих». Районная печать совершенно неправильно и путано освещала здесь
вопрос о религии. Так, в газете «Колхозник Петриковщины», в номере от 17/Х
II-1936 г. газета об ответе
на вопрос о религии пишет: «На вопрос о религии нужно указать на прежнюю
принадлежность к вероисповеданию самого опрашиваемого или родителей, теперешнее
свое отношение к религии — веришь сейчас или не веришь».
В Наровлянском районе имелись отдельные случаи, когда единоличники
уговаривались писать «верующий», тогда, мол, Советская власть будет строить
церкви». Это было в деревне Углы (2 случая).
В том же районе пущен слух, что «после переписи будет перемена
власти».
В Лельчицком районе во время предварительной переписи 9 семейств
Боровского с/с отказались отвечать счетчику, все они единоличники. В настоящее
время после проведения массово-разъяснительной работы они переписаны. В
Буйновском с/совете комсомолец Д. записался верующим. В Польском сельсовете
имел место один факт, когда пришел счетчик, в это время хозяин бросился бежать
в лес, а жена зажгла перед иконами свечи и не дала ответа. После проведенной
массово-разъяснительной работы вся семья согласилась дать ответы. В районе
чувствуется, что классовый враг провел большую «работу», особенно в 4-х
сельсоветах: Лельчицком, Буйновичском, Польском и Борисовском. Классовый враг
распространял слухи, что «всех неверующих во время войны вырежут фашисты, а
война скоро будет», «все сведения о неверующих будут иметь Польша и Германия»,
«неверующим хорошо будет при Советской власти, но ненадолго», «после войны
будет хорошо верующим». Райкомом партии и РО НКВД установлено, что недавно
приезжала из Ленинграда в Лельчицкий район одна женщина, которая проводила
агитацию: «В Ленинграде перепись кончилась, все записались верующими, и вам
надо писаться верующими» и т.д. В Лельчицах было два случая выступлений с
заявлением: «Возьмем сухари и не придем, пока не кончится перепись», «не будем
отвечать, а то на нас будет наложена печать антихриста, вышлют в Соловки».
В Житковичском районе 7 семейств баптистов в Роднянском с/с отказались
отвечать при переписи, отвечая на все вопросы: «А бог знает».
В Домановичском районе факты классово-враждебной агитации в период
подготовки к переписи имели место: «записавшихся верующих всех вышлют, будут
клеймить» и т.д.
В Копаткевичском районе был пущен слух: «будут клеймить народ. Надо
прятаться в лес». Там же говорили: «верующих будут клеймить», «кто запишется
верующим, тех японцы перебьют».
В Дрибинском районе имели место случаи требования записать по 5 пункту
«православный христианин верующий в единого господа бога Иисуса Христа» и по 7
пункту «гражданин Российской державы». Поскольку счетчик отказался это сделать,
5 граждан (единоличников) подали жалобы в ЦУНХУ Госплана СССР. Когда
представитель УНХУ БССР, командированный для разбора жалобы в Дрибинский район,
сказал, что ответы в переписном листе записаны правильно, то гр. В., один из
жалобщиков ответил: «Что же, ваша власть, делайте как хотите».
Во время переписи в районе было 5 случаев отказа от переписи с
мотивировкой отказа тем, что «они держат ответ только перед богом», причем один
из отказывающихся порвал переписные листы и пытался избивать счетчика, за что
был арестован.
В районе были слухи, что верующих людей будут клеймить.
В Бобруйском районе в ночь с 5 на 6 января убили переписчика в
Ковалевском с/совете. Имелись два случая отказа дать счетчикам ответы (убийство
не связано с переписью).
В Богушевском районе (в Будском сельсовете) было обнаружено, что
какой-то гражданин собрал крестьян и агитирует против переписи. Когда с ним
познакомились поближе, оказалось, что это переодетый поп К. из Ветковского р-на
(3 года тому назад он был попом в д. Нарейся, Сидоринского с/с, Сенненского
р-на); он агитировал граждан записывать в листки, что они верующие. В
результате этого по сравнению2 с другими с/с процент верующих в данном с/с
оказался выше. Органами НКВД поп К. задержан.
В Мойканском и Будском с/советах имело место, когда единоличники
закрыли хаты и не хотели пускать счетчиков, после разъяснительной работы они
дали о себе сведения.
В районе распространялись слухи о том, что «надо уйти в лес, чтобы не
записали. Если не удастся скрыться, то говорить при переписи, что верующие».
В Чечерском районе были случаи отказа граждан давать сведения
счетчику. Единоличник Меркуловского с/с Я. заявил контролеру В.: «Ко мне во
двор лучше не идите, никаких сведений по переписи давать не буду». Установлено,
что Я. в 1926 г. от переписи населения уклонился. Всего в р-не было 37 случаев
отказа. Из них 33 чел. впоследствии согласились дать сведения, а 4 чел.
отказывались до конца. Двоих отказывающихся осудили, одного на 4, другого на 2
года.
Отказы давать ответы на вопросы счетчика мотивировались3 религиозными
убеждениями. Распространялись слухи, что при переписи надо записываться
верующими, иначе, когда придут японцы или поляки, «неверующих перебьют». В том
же районе пущен слух, что от переписи нужно скрываться, она будет проходить
одну ночь, и эта ночь будет Варфоломеевская.
Аналогичные факты в Крупском, Узденском, Плещеничском районах.
В Жлобинском районе в Короткевичском с/совете были слухи, когда
называли перепись «антихристова печать».
На Птицекомбинате были настроения у некоторых работников уйти, чтобы
не записываться на комбинате. Проведена была разъяснительная работа — работницы
остались.
В Стенянском с/с были разговоры, что церковь отдадут, поэтому надо
писать «верующие».
Имело место намеренное запутывание счетчика Один бухгалтер о себе дал
сведения, что неграмотный. Имелись и положительные настроения В Орешинском
с/совете спрашивали — не нужно ли вывешивать флаги?
В Толочинском районе были разговоры: «всех верующих перепишут, а потом
вышлют в одно место, живите, мол, там себе». Другая говорит: «она верующая, а
разве можно в этом признаться, нет, страшно».
В Могилевском районе были разговоры в одном колхозе, что в результате
переписи составят 2 книги — черную для неграмотных и красную для грамотных.
Один гражданин (в деревне) 2 раза не впускал к себе счетчика, третий
раз натравил на него злую собаку. После разъяснения ему причин переписи
согласился дать о себе сведения.
Одна женщина избила своего мужа, старика 65 лет, за то, что он назвал
себя неверующим.
Один гражданин на вопрос: «Верующий ли он?» ответил: «Я не то, и не
другое, я атеист».
В Паричском районе были два случая отказа назвать свои фамилии (на
лесоразработках — приехали они из Житковичского района), на все другие вопросы
ответили. Одна женщина в группе граждан заявила, что она запишется верующей,
«так как если будет новый переворот, то ей и ее детям будет лучше».
Были разговоры (Хатиловский с/с), что всех неверующих вышлют из
Белоруссии. Один старик совсем не хотел отвечать на вопросы. Ему разъяснили, и
только тогда он дал счетчику сведения о себе. Были слухи, что перепись
проводится для того, чтобы знать, сколько людей, ибо будет война, и что
необходимо записываться побольше религиозными, то, может, откроют церковь или
костел. В том же районе были слухи, что перепись проводится с целью выявления
верующих и неверующих.
В Халопеничском районе в период подготовки имела место
классово-враждебная агитация в Дубовском с/с: «верующих выселять будут»,
«верующих печатать будут». Имелся один случай в период предварительной
переписи, что муж жену избил за то, что она записалась неверующей, и другой
случай — муж записался неверующим, а жена верующей. Муж тоже избил жену.
В Смиловичском районе в деревне Журавковичи Корунского с/совета
евангелист в группе граждан говорил: «Пришел конец света, всем верующим будут
ставить штампы иголками на груди».
В Руденском с/с мать избила свою дочь за то, что она написала в
переписном листе «неверующая».
В Суражском районе в период предварительного заполнения переписных
листов имелся один случай, когда счетчику не хотели дать ответ, причем
выяснилось, что этот гражданин приехал на две недели из Витебска в гости, и он
захотел записаться только в городе, а не в сельской местности.
Классово-враждебная агитация имела место в Судальском с/совете. Распространяла
слухи единоличница С. Последняя была разоблачена на собрании самими
колхозниками.
В Чаусском районе имелись разговоры среди крестьян и в городе о том,
что «если запишешься единоличником, то будут высылать», «если запишешься
верующим, то разрешат строить церковь, а неверующим, то будут отпускать товары
из кооперации в первую очередь». Из ІПклова приехал в Чауссы раскулаченный,
который агитировал против переписи, собирал группы сектантов и беседовал с ними
по вопросам переписи
В Старо-Дорожском районе выявлены случаи распространения враждебных
слухов о том, что «кто запишет себя неверующим, того насильно запишут в
безбожники, а если много запишется неверующих, то сразу все церкви закроют».
В Кировском районе во время предварительной переписи имелся такой
факт: в Халовичском с/совете на вопрос: «Гражданин какого государства?» ответил
«только не советского». Имели место следующие антисоветские слухи по поводу
вопроса переписного листа о религии По Павловичскому с/с пустили слух, что
верующих будут высылать. По Кручанскому с/с пустили слух (в Воропаях 1 и 2),
что верующим не будут продавать хлеба и они будут обложены налогами и т.д. В д.
Николаевка Круглянского сельсовета колхозником К. пущен слух, что при переписи
будут клеймить всех верующих.
В Климовичском районе по Милославицкому с/с были пущены провокационные
слухи по вопросу религии, чтобы записывались все верующими, и тогда откроют
церкви, потому что «эта перепись пойдет на рассмотрение Лиги наций, а Лига
наций спросит у т. Литвинова, почему мы закрываем церкви, когда у нас много
верующих». Другой слух: «перепись проводится для того, чтобы начать выселение
из БССР верующих».
В Добрушском районе идут разговоры о том, что перепись проводится для
подготовки нового поголовного налога.
На бумажной фабрике один рабочий на вопрос: верующий ли? — нагло
ответил: «Верил в черта, в бога и в Сталина».
Пущен слух, что для верующих Советская власть после переписи устроит
церкви (Марьинский с/совет).
В Смолевичском районе в Плисском с/с единоличник, отец которого
церковный староста, один брат расстрелян, другой выслан, ходил по домам,
агитировал и угрожал: «Если запишетесь неверующими, вас при приходе поляков
расстреляют».
В Драковском с/с единоличник ходил с библией по домам и говорил, что
скоро будет война, придут поляки и всех записавшихся неверующих расстреляют и
повесят на столбах. В этом же с/совете старухи посылались по домам и
предупреждали население о том, что кто хочет жить, тот пусть не пишет о себе,
что он верующий.
В Кличевском районе были враждебные вылазки во время проведения
агитмассовой работы. Так, по Павочанскому и Исакинскому с/с были слухи, что те,
которые будут записываться верующими, их будут высылать в отдельные места. Со
стороны евангелистов были разговоры о том, чтобы записывались все верующие, то
тогда будут строить церкви.
В д. Несяты 2 хозяйства (баптисты) и в Запольском сельсовете того же
района хозяйства отказались отвечать на все вопросы переписи, заявляя только
одно, что они «православные».
В ряде районов шла агитация такого рода: «по новой конституции попам
дали право голоса, пишите, что верующие — возвратят церкви».
Одна женщина избила своего мужа за то, что заявил счетчику, что он
неверующий (Горошанский с/с).
В колхозе им. Егорова одна женщина не хотела отвечать на вопрос о
религии. После разъяснения ответила «неверующая».
В Белыничском районе во время предварительной переписи не дали ответов
на вопросы счетчика 9 хозяйств в Угольнивском с/совете. Все они являются
единоличниками, сектантами. В д. Изобище Новосельского сельсовета церковный
староста ходил, собирал подписи о том, что все верующие.
В том же районе были слухи, что «перепись населения перед концом
света», «от переписи надо избежать».
В Бешенковичском районе имелись в двух сельсоветах, Островлен-ском и
Плисском, что записались верующими около 80% и больше (в этих сельсоветах
большинство староверы). Имелся факт, когда старик 70-летний во время прихода
счетчика снял икону и выбросил.
Имелись колхозы, где все записываются неверующими, и наоборот.
В Быховском районе в период предварительной переписи имели место 4
случая отказа. После беседы с ними и разъяснения (в Еркуловском с/с) дали
сведения. В период подготовки переписи в районе имелись классово-враждебные
разговоры по 5 пункту «о религии». Был слух: «перепись проводится для того,
чтобы выявить верующих, которых занумеруют».
В Рогачевском районе проводили активность сектанты (Крухневский с/с и
Лучинский с/с). Перепись показала большой процент верующих.
Имелись разговоры, что перепись проводится для того, чтобы всех
записать в колхозы.
В Осиповичском районе в Лашицком с/с пустили слух, что всех неверующих
будут переселять в отдельную республику. Источник слуха — Пуховичский район.
В Горецком районе один гражданин (с ножом) выгнал из дому счетчика.
При повторном обходе отказался давать ответы.
В Круглянском районе был слух: «будут клеймить народ, надо скрываться
в лесу».
В Городокском районе в Бескоровском с/с трое женщин ходили по домам и
собирали подписи, чтобы записывались верующими. Успели обойти только два дома.
В Первомайском с/совете один единоличник говорил, что перепись — это хитрая
политика Советской власти, она предусматривает запись в Компартию. Скоро будет
война. Клеймить будут тех, кто записал себя неверующим.
В Костюковичском районе баптисты распускали слухи: «переписывают для
того, чтобы установить, сколько единоличников, и выслать их».
В Хойницком районе одна гражданка 18 лет отказалась давать о себе
сведения.
В том же районе пущен слух: «если запишетесь неверующими — всех
перевешают, так как придет другая власть».
В Комаринском районе в период предварительного заполнения переписных
листов в Чикаловичском сельском совете в двух дворах не пустили переписчиков. В
Гзденском с/совете имели место несколько случаев отказа отвечать на вопросы. В
этих же сельсоветах массовые ответы на вопрос пятый — записываются верующими.
Имеются такие ответы на вопрос о религии: «В бога верю, Советской власти
подчиняюсь». В районе был слух: «перепись проведут ночью и на всех верующих и
единоличников поставят печать».
В Пуховичском районе был слух: «кто запишется неверующим, поставят
тому печать, и всегда будет носить». В том же районе: «кто запишется
неверующим, тех во время войны вырежут».
В Березинском районе были слухи: «что при переписи надо записываться
верующими, иначе придут интервенты и перебьют».
В Будо-Кашелевском районе был слух: «перепись проводится для того,
чтобы повысить налоги».
По г. Минску: доцент химфака ГДУ Б. отказался отвечать на вопрос о
религии. Имелся и такой факт, что жена работника Уголовного розыска обругала
счетчика и категорически отказалась дать ответы. При вторичном посещении
счетчиком квартиры дома ее не оказалось.
На кирпичном заводе № 1 гр-ки Х.Н. и Х.М. отказались дать счетчику о
себе сведения по переписному листу, мотивируя это тем, что она читала в Библии
о том, что будет такое время, когда будет перепись, и после этой переписи все
записавшиеся пойдут в ад, а не записавшиеся в рай. Но после длительной беседы
счетчика они дали ответ на все вопросы. На том же кирпичном заводе № 1 гр-ка А.
также отказалась дать о себе сведения, мотивируя такими же причинами, что и X.
Пришлось выехать на завод начальнику переписного отдела и горинспектору1. И
только после этого она была переписана
Работница трамвайного парка П. заявила нашему счетчику, что она не
хочет быть на учете у Советской власти и поэтому не хочет дать о себе сведения.
Причем в беседе со счетчиком она заявила, что готовит трамвайную аварию и скоро
ее осуществит. Обзывала ругательскими словами руководителей партии и
правительства. Об этом факте было сразу сообщено руководству трамвайного парка,
и были приняты соответствующие меры. Расследованием этого факта сразу же
занялось НКВД.
В Червенском районе во время предварительного заполнения переписных
листов поп организовал крещение детей.
В Мстиславльском районе один единоличник отказался от переписи, четыре
раза не пускал счетчика в дом. Когда пришли к нему, дом был заперт. Выломали
окно и нашли 5 спрятавшихся единоличников. Хозяина дома арестовали. Остальные
сами согласились переписаться.
В Оршанском районе, Понизовский сельсовет, д. Морозове, колхоз «1-е
Мая». Колхозник С. проводил агитацию, особенно при распределении по работам
колхозников, говоря: «Пишитесь верующими, откроют церкви; до этого времени
держали нас, колхозников, как собак на ошейниках». Колхозники: стахановка Л.П.
и муж ее Л.И. при предварительном заполнении листов записались было верующими,
а 6 января при проведении переписи изменили свои показания на неверующих,
заявив, что верующими раньше они записались исключительно под нажимом С
Деревня и колхоз «Карковка». Колхозница С. агитировала, что «верующих
советская власть будет преследовать, а неверующим будет хорошо».
Пищаловский сельсовет, д. Елино. Гражданка С.У. агитировала, что
«нельзя отвечать верующий даже тогда, когда верующий, так как тогда снимут с
работы».
Особенно сильная контрреволюционная агитация была развернута в
сельсоветах: Пищаловском, Машковском, Дубровском, Еромковском, Понизовском,
Межевском. В Дубровском сельсовете было распространено много контрреволюционных
листовок с призывом к населению записываться верующими. Большое влияние на
развитие религиозной пропаганды в Дубровском и Еромковском сельсоветах оказал
Шкловский район, где по соседству с этими сельсоветами находилось крепкое ядро
сектантов.
В Пищаловском сельсовете дело дошло до того, что было устроено
бандитское нападение на счетчиков этого же сельсовета — учителя Елинской школы
И. (комсомолец с 1930 года, педагог, прекрасный общественник) и учительницу
Пищаловской школы Ш. (в прошлом году окончила педтехникум, работает в школе 4
месяца). 3-го января поздно вечером, когда И. и Ш. окончили работу,
возвращались со своих участков домой, на них напал известный хулиган К. Бандит
нанес учительнице ножом (финка) рану в спину, а учителю две раны в голову и
руку. К. и его соучастники Ю. и Ш. арестованы. Отец К. бывший сельский
староста, брат в 1932 году осужден на 10 лет за хищение социалистической
собственности. Сам К. пользуется славой отъявленного хулигана. На колхозном
вечере 7-го ноября он избил колхозника соседнего колхоза
Дубровский сельсовет, хутор Застружье. На счетном участке № 9
распространялись среди населения записки следующего содержания: «Пишитесь
верующими, сообщите об этом своим соседям».
Деревня Зубревичи. Колхозник С. после схода по переписи населения,
говорил в деревне, что «в Библии сказано про перепись, что после переписи
большевики поставят печать на всех неверующих, и через 15 дней после переписи
будет конец света, печати помогут отделить овец от козлят». «Через 15 дней
будет конец света, и всех неверующих направят в ад».
Еромковский сельсовет, д. Торговцы. Единоличница С. проводила по
деревне агитацию, что перепись будет для того, чтобы определить приверженцев
черта и сторонников бога, а потому записывайтесь верующими.
Межевский сельсовет, совхоз «Межево». Член КП(б)Б Б. в частной беседе
с коммунистами разъясняет: «Перепись проводится для того, чтобы выявить
враждебно-классовые элементы». Эта же Б. говорила: «Стахановцев сильно
эксплуатируют».
Ученик 7-го класса Межевской школы С.Ф., сын колхозника д. Козеки
пустил слух в школе, что «кто запишется верующим, тому ничего не будут давать».
Мошковский сельсовет, хутор Комари. П.Я. придя в Р.Селецкий сельсовет
проводила агитацию, что «когда много запишутся верующими, то откроют больше
церквей, так как право голоса попам дали».
В этом же сельсовете в дер. Немирово в колхозе «Победа» колхозник М.М.
(бедняк, демобилизованный красноармеец) на собрании 31/ХІІ по вопросу о
переписи населения (на котором делал доклад председатель сельсовета т. Т.)
активно выступал и агитировал, что необходимо всем записываться верующими,
чтобы вернуть церкви обратно.
В Медвеком сельсовете имелись провокационные слухи: «всех верующих
лишат хлеба, никакой справки в Советах не получишь, будут клеймить». В колхозе
«Пролетарий» парни 17-летние давали сведения о себе как верующие.
Туминический сельсовет, д. Борейцово. Вдова-колхозница (фамилия
устанавливается) отказалась отвечать на вопросы о религии и заявила, что на
этот вопрос ответит только тогда, когда из района приедет представитель
посмотреть, как она живет. Жалуется на обиды, причиняемые председателем
колхоза.
Гальцевский сельсовет, д. Старники. Одна гражданка не пускала в дом, а
другая семья отказалась отвечать на вопросы переписного листа
Крапивенский сельсовет, д. Гатьковщина. Старуха-колхозница сказала
только свою фамилию и возраст, а на остальные вопросы отказалась отвечать.
Веромойшанский сельсовет, д. Цузырева, колхоз «Заря». 3-го января с.г.
колхозники К.П. (бывший кулак), Л.И. (крепкий середняк), Б.И. (крепкий
середняк) проходили по домам и заявляли: «Товарищи колхозники, не пишитесь
неверующими, а пишитесь верующими, а то Советская власть будет клеймить
неверующих, чтобы подсчитать итоги, сколько за Советской властью людей. Скоро
будет война с Германией, и немцы заберут Советский Союз и будут расстреливать
неверующих. А если запишется много верующих, то Советская власть будет строить
церкви».
Колхоз «Победа», д. Васьковшина. Член сельсовета, председатель
депутатской группы, он же бригадир колхоза Б.Я., говорил счетчику П.: «Я не
верю в бога, но хочу, чтобы меня записали верующим (и записали) черт с ним, что
они мне сделают за это».
Деревня Зайцеве. Под видом нищего высланный из пограничного района
собирал хлеб, был задержан и отправлен в милицию. В деревне Зайцево высок
процент записавшихся верующими
Будовский сельсовет, д. Редьки, колхоз «Шлях социализма». Велась
агитация, что «верующих будут клеймить».
В г. Орше (квартком № 2) велись разговоры о том, что вопрос в
отношении религии поставлен для того, что «когда верующих будет мало,
большевики заберут все церкви». Квартком № 6 (ул. Кирова) проводилась агитация
о том, что всех неверующих после переписи будут клеймить.
В городе был случай, когда инвалид отказался давать сведения о себе во
время переписи. Другой случай: кучер мясокомбината Г.У., белорус 25 лет, не
хотел, чтобы его переписали, спрашивал: «А куда вышлют?»
Факты контрреволюционной агитации против переписи и др. говорят о том,
что районные организации (партийные и советские) в ряде районов не были
достаточно связаны с массами и не знали действительного положения вещей, пока
Бюро ЦК своим постановлением от 31 декабря 1936 г. не указало парторганизациям
на факты контрреволюционной агитации против переписи.
Даже тогда, когда Бюро ЦК в решении 10 декабря поручило Печерскому
райкому проверить сообщение о том, что в Меркуловском сельсовете баптисты
проводят агитацию против переписи, секретарь райкома т. К. в личной беседе по
телефону заверил ЦК, что никакой агитации против переписи не ведется.
В результате незнания действительного положения вещей в ряде районных
организаций сложились настроения самоуспокоенности, благодушия.
Отказ дать сведения по переписи в двух сельсоветах Лепельского района
(52 хозяйства) и подача заявления о выходе из колхоза 9 хозяйствами и
аналогичные факты в других районах оказались совершенно неожиданными для
районного руководства.
Для ряда парторганизаций явился полной неожиданностью тот факт, что в
отдельных районах и сельсоветах целые группы населения, даже и среди
колхозников, стали записываться при переписи верующими, что вызвало среди
некоторых парторганизаций растерянность.
Основной формой борьбы классово-враждебных элементов против переписи
было использование остатков религиозных предрассудков среди населения. Пытаясь
сорвать перепись, посеять недоверие населения к переписи, классовый враг, с
одной стороны, чтобы вызвать массовые отказы от переписи распространял слухи о
предстоящих как будто бы репрессиях против верующих (высылка, лишение
продовольствия и пр.), с другой стороны, чтобы вызвать запись населения как «верующих»,
контрреволюционные элементы запугивали население войной, приходом Гитлера,
японцев и репрессиями интервентов против неверующих. Контрреволюционные
элементы распространяли специальные листовки (Орша), производили обход домов с
собиранием подписки граждан давать при переписи ответы «верующий»; велась
открытая агитация попов (Богушевск и др.); имел место предварительный оговор,
как отвечать на вопросы переписи гражданам из нескольких сельсоветов
(Лепель). В процессе проведения переписи населения выявилось, что
многие парторганизации недооценили контрреволюционной деятельности и
религиозной пропаганды (имевших своего рода «активистов», которым выдавались
«грамоты» за активность и т.д.), что говорит о слабой подготовке
антирелигиозной пропаганды.
Географическое размещение отказов от переписи и контрреволюционной
агитации таково: 1) пограничные районы — здесь сказывается зарубежное влияние;
2) центральные районы — возможно, результат деятельности епархии Могилевского
епископа и 3) районы Южного Полесья, где вкраплено немецкое население (немецкие
колхозы).
Обобщение фактов контрреволюционной агитации приводит к выводу о том,
что вся эта агитация носила организованный характер и направлялась из одного
центра. Пограничные районы оказались более пораженными контрреволюционной
агитацией как в смысле распространения контрреволюционных слухов, так и отказов
от переписи (Лепель — 52 хозяйства). Случаи открытого отказа от переписи групп
хозяйств наблюдались в среде единоличников также, как и контингенты агитаторов
против переписи пополнялись главным образом из рядов единоличников.
С помощью ЦК КП(б)Б все случаи попыток антисоветских элементов
повредить переписи были быстро ликвидированы и перепись населения проведена в
БССР успешно и с полным охватом всего населения
Начальник Управления народнохозяйственного учета БССР - Владимирский