Докладная записка УНХУ БССР в ЦУНХУ Госплана СССР об отношении населения к проведению Всесоюзной переписи населения 1937 г. от 3 февраля 1937 года

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА УНХУ БССР В ЦУНХУ ГОСПЛАНА СССР ОБ ОТНОШЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ВСЕСОЮЗНОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 1937 г.
 
3 февраля 1937 г.
Начальнику ЦУНХУ Госплана СССР
т. Кравалю И.А.
 
В массе своей население БССР встретило перепись населения с большим подъемом и оказывало активную помощь в проведении переписи и оценило перепись как важнейшее мероприятие Советской власти Работников переписи встречали приветливо (Минск, Гомель и др.); в ряде случаев приглашали на елку (Минск); к приходу счетчика готовились, как к большому событию, мыли хаты, одевали новые платья (Шклов, Бобруйск и др.). В своих записках о переписи райинспектора Нархозучета приводят громадное число примеров, иллюстрирующих сознательное отношение населения к переписи.
 
При сознательном и сочувственном отношении к переписи массы населения БССР, мы тем не менее в целом ряде районов встретились со случаями классово-враждебной, контрреволюционной агитации против переписи и попытками контрреволюционных элементов, направленными к срыву переписи. Близость границы вне всякого сомнения в основном стимулировала подрывную деятельность этих контрреволюционных элементов. Случаи враждебных выступлений в основном говорят не столько о недостаточности массово-разъяснительной работы, сколько о наличии сознательной, организованной деятельности антисоветских элементов. Об этих случаях я неоднократно информировал ЦУНХУ Госплана СССР в декабре 1936 г., а также в докладной записке на имя т. Бранда 5 января 1937 года.
 
Первый сигнал мы получили в докладной записке Чечерского райинспектора Нархозучета т. Г., сообщившего в сводке на 5 декабря, что различные религиозные секты (баптисты) проводят вредную работу против переписи населения. По сообщению участкового уполномоченного М., баптисты вели агитацию против переписи среди женщин. Этот факт нами был немедленно поставлен в ЦК. Решением Бюро ЦК от 10 декабря Печерскому РК КП(б)Б было предложено проверить это дело и сообщить о результатах в ЦК. В дальнейшем наши райуполномоченные и райинспектора весьма оперативно информировали нас обо всех таких фактах, а мы, в свою очередь, ставили вопрос в соответствующих органах.
 
Привожу сводку полученных нами в разное время фактов контрреволюционных выступлений против переписи:
 
В Полоцком районе имелся случай, когда женщина отказалась от переписи; ночью куда-то она сходила и на другой день пришла сама и заявила о своем участии в переписи. В районе имелись провокационные слухи: «записывайся верующим, отдадут церкви или дадут построить новые».
 
В Арлейском с/с, Полоцкого района враждебные элементы распустили слухи, что перепись проводится в связи с наступающей войной, что верующим будут прикладывать печати. В Кулейковском с/с пустили слухи, что верующих будут обкладывать налогами.
 
В Ветринском районе был пущен слух, что «верующих будут судить, неверующим ставить клеймо».
 
В Рассонском районе в Юховицком с/совете были враждебные вылазки против переписи со стороны учителя В.
 
В Дрисенском районе в период предварительной переписи 4 единоличника Рощинского с/с отказались дать ответы счетчику. Затем отказавшиеся согласились дать ответ (после проведенной массово-разъяснительной работы).
 
В районе имелся случай — один отказался дать о себе сведения — он оказался раскулаченным. На вопрос «Гр-н какого государства?» заданный ему счетчиком, опрашиваемый заявил, что он «антисоветский элемент».
 
В Лепельском районе (особенно в Стайковском, Тышнянском с/совете) 200—250 чел. отказались давать о себе сведения. Здесь была проведена организованная антисоветская работа против переписи. Имелось решение (обещание) среди евангелистов молчать с 1 по 7 января и, когда к этим лицам обращались переписчики они молчали, поворачивались к ним спиной, а некоторые демонстративно, чтобы не разговаривать, закладывали в рот платок. Среди баптистов по рукам передавалось антисоветское письмо против переписи. Евангелисты проводили свою работу против переписи давно, а райком партии на 30/ХП охватил агитационномассовой работой по вопросу переписи только6 колхозов из имеющихся 129 колхозов в районе. В результате плохой агитационно-массовой работы в районе к моменту переписи активизировались антисоветские элементы.
 
Так, в Стайковском сельсовете Ж.И. (д. Ситники), В.М. (д. Матюшина), М.К. (д. Стаи) вели контрреволюционную агитацию против Всесоюзной переписи населения, говоря, что «будут печатать неверующих и что скоро придет Гитлер и будут уничтожать неверующих, и во время переписи надо скрываться». В этом же сельсовете 9 колхозников подали заявление о выходе из колхоза («если перепишут в колхозе, там и навек придется остаться, лучше выйдем и будем умирать»).
 
В д. Шистики накануне переписи собирались отдельные граждане из трех сельсоветов договариваться о том, как вести себя во время переписи.
 
В Бегомльском районе имелись провокационные слухи, «что всех тех, кто записался верующим, должны забрать».
 
В Ушачском районе: «Скоро будут ходить антихристы и будут дожить клеймо». «Переписью выявляют, сколько будет религиозных, и наверняка будут открывать церкви», «в переписном листе есть клеточки, и если в эту клетку попадешь и распишешься, то не будешь спасен».
 
В Ушачском районе 2 комсомольца записались верующими.
В период предварительной переписи имелось 6 отказов под влиянием баптистов. Имела место классово-враждебная агитация: «верующие будут голодать», «верующих будут арестовывать» и т.д.
 
В Плешеничском районе были случаи отказа отвечать на вопрос о религии среди женщин: «пишите, как хотите». Некоторые мужчины отвечали: «Когда есть хлеб — верую, нет — не верую».
 
В Околовском, Завишинском сельсоветах того же района со стороны классово-враждебных элементов были пушены разные слухи, направленные на срыв переписи, особенно вокруг 5-го вопроса переписного листа «Религия». Имели место разговоры следующего характера: «Кто запишется верующим, того вышлют из района», «всех верующих будут клеймить». Такие разговоры были в колхозе «Парижская коммуна», Запишанский с/совет (колхозник С.Н.), в Плещенском с/совете (колхозник Ш.П., колхозница М.С. из колхоза «Новы Шлях»).
 
В Логойском районе имелись случаи, когда родители воздействовали на детей, чтобы писать «верующий» (Юрковский и Логойский с/советы). В пограничном Бесяцком с/с имелись антисоветские выступления, «если запишитесь неверующий, то будет плохо, когда придут поляки».
 
Были слухи, что при переписи будут клеймить людей, и тех лиц, которые запишутся неверующими, будут высылать за пределы района. Слухи эти были в д. Бояры, Астрашинского с/с и Швабском с/с.
 
В Заславльском районе велась большая контрреволюционная агитация. Контрреволюционные элементы «проводили работу», имея целью сорвать перепись или добиться, чтобы все записывались верующими. Первые дни предварительного заполнения переписных бланков показали, что в некоторых колхозах число записавшихся верующими доходило до 90—95%. После того как Райком партии послал актив и усилил разъяснительную работу, имелись случаи, когда колхозники приходили к счетчику и просили исправить запись с «верующего» на «неверующего». Отмечен ряд случаев, когда требовали записать национальность «белорус-поляк».
 
Были слухи, что «неверующих будут клеймить», «единоличников вышлют из БССР».
 
В Дзержинском районе в колхозе «Большевистский сев» имело место, когда агитировали «записывайтесь верующий, тогда отдадут церковь». Такие же случаи были в колхозе «Петрашевичи».
 
В Узденском районе во время переписи говорили, что «надо записываться верующими, иначе, когда придут интервенты, неверующим будет гибель». В этом же районе был пущен слух: «пишите, что верующий, тогда попа вернут высланного».
 
В Копыльском районе разговоры идут главным образом о пункте верующий или неверующий. Отдельные женщины ходили по домам и агитировали, чтобы записывались верующими (Бабенянский с/с), «иначе им хуже будет». Пущен слух, что «перепись проводится для того, чтобы знать, сколько верующих, и построить в соответствии с этим церкви» (Старослободский с/с).
 
Имелись классово-враждебные разговоры, что «на верующих будут ставить печать» и т.д. Имелся и такой факт, 5/1-1937 г. в одном из сельсоветов отец избил 17-летнюю дочь за то, что она записалась неверующей.
 
В Копыльском районе комсомолец при проведении предварительной переписи записался религиозным. В Слуцке имелись разговоры, что «если запишешься верующим, то тебя выселят».
 
В Гресском районе во время предварительной переписи был один случай отказа. После проведенной массово-разъяснительной работы отказавшийся согласился сообщить о себе.
 
В Мозырском районе были случаи отказа давать сведения по 5 пункту переписного листа.
 
В Петриковском районе был пущен слух, что «при переписи будут на верующих ставить печать», «перепись будет производиться только ночью и только одних верующих». Районная печать совершенно неправильно и путано освещала здесь вопрос о религии. Так, в газете «Колхозник Петриковщины», в номере от 17/ХII-1936 г. газета об ответе на вопрос о религии пишет: «На вопрос о религии нужно указать на прежнюю принадлежность к вероисповеданию самого опрашиваемого или родителей, теперешнее свое отношение к религии — веришь сейчас или не веришь».
 
В Наровлянском районе имелись отдельные случаи, когда единоличники уговаривались писать «верующий», тогда, мол, Советская власть будет строить церкви». Это было в деревне Углы (2 случая).
 
В том же районе пущен слух, что «после переписи будет перемена власти».
 
В Лельчицком районе во время предварительной переписи 9 семейств Боровского с/с отказались отвечать счетчику, все они единоличники. В настоящее время после проведения массово-разъяснительной работы они переписаны. В Буйновском с/совете комсомолец Д. записался верующим. В Польском сельсовете имел место один факт, когда пришел счетчик, в это время хозяин бросился бежать в лес, а жена зажгла перед иконами свечи и не дала ответа. После проведенной массово-разъяснительной работы вся семья согласилась дать ответы. В районе чувствуется, что классовый враг провел большую «работу», особенно в 4-х сельсоветах: Лельчицком, Буйновичском, Польском и Борисовском. Классовый враг распространял слухи, что «всех неверующих во время войны вырежут фашисты, а война скоро будет», «все сведения о неверующих будут иметь Польша и Германия», «неверующим хорошо будет при Советской власти, но ненадолго», «после войны будет хорошо верующим». Райкомом партии и РО НКВД установлено, что недавно приезжала из Ленинграда в Лельчицкий район одна женщина, которая проводила агитацию: «В Ленинграде перепись кончилась, все записались верующими, и вам надо писаться верующими» и т.д. В Лельчицах было два случая выступлений с заявлением: «Возьмем сухари и не придем, пока не кончится перепись», «не будем отвечать, а то на нас будет наложена печать антихриста, вышлют в Соловки».
 
В Житковичском районе 7 семейств баптистов в Роднянском с/с отказались отвечать при переписи, отвечая на все вопросы: «А бог знает».
 
В Домановичском районе факты классово-враждебной агитации в период подготовки к переписи имели место: «записавшихся верующих всех вышлют, будут клеймить» и т.д.
 
В Копаткевичском районе был пущен слух: «будут клеймить народ. Надо прятаться в лес». Там же говорили: «верующих будут клеймить», «кто запишется верующим, тех японцы перебьют».
 
В Дрибинском районе имели место случаи требования записать по 5 пункту «православный христианин верующий в единого господа бога Иисуса Христа» и по 7 пункту «гражданин Российской державы». Поскольку счетчик отказался это сделать, 5 граждан (единоличников) подали жалобы в ЦУНХУ Госплана СССР. Когда представитель УНХУ БССР, командированный для разбора жалобы в Дрибинский район, сказал, что ответы в переписном листе записаны правильно, то гр. В., один из жалобщиков ответил: «Что же, ваша власть, делайте как хотите».
 
Во время переписи в районе было 5 случаев отказа от переписи с мотивировкой отказа тем, что «они держат ответ только перед богом», причем один из отказывающихся порвал переписные листы и пытался избивать счетчика, за что был арестован.
 
В районе были слухи, что верующих людей будут клеймить.
 
В Бобруйском районе в ночь с 5 на 6 января убили переписчика в Ковалевском с/совете. Имелись два случая отказа дать счетчикам ответы (убийство не связано с переписью).
 
В Богушевском районе (в Будском сельсовете) было обнаружено, что какой-то гражданин собрал крестьян и агитирует против переписи. Когда с ним познакомились поближе, оказалось, что это переодетый поп К. из Ветковского р-на (3 года тому назад он был попом в д. Нарейся, Сидоринского с/с, Сенненского р-на); он агитировал граждан записывать в листки, что они верующие. В результате этого по сравнению2 с другими с/с процент верующих в данном с/с оказался выше. Органами НКВД поп К. задержан.
 
В Мойканском и Будском с/советах имело место, когда единоличники закрыли хаты и не хотели пускать счетчиков, после разъяснительной работы они дали о себе сведения.
 
В районе распространялись слухи о том, что «надо уйти в лес, чтобы не записали. Если не удастся скрыться, то говорить при переписи, что верующие».
 
В Чечерском районе были случаи отказа граждан давать сведения счетчику. Единоличник Меркуловского с/с Я. заявил контролеру В.: «Ко мне во двор лучше не идите, никаких сведений по переписи давать не буду». Установлено, что Я. в 1926 г. от переписи населения уклонился. Всего в р-не было 37 случаев отказа. Из них 33 чел. впоследствии согласились дать сведения, а 4 чел. отказывались до конца. Двоих отказывающихся осудили, одного на 4, другого на 2 года.
 
Отказы давать ответы на вопросы счетчика мотивировались3 религиозными убеждениями. Распространялись слухи, что при переписи надо записываться верующими, иначе, когда придут японцы или поляки, «неверующих перебьют». В том же районе пущен слух, что от переписи нужно скрываться, она будет проходить одну ночь, и эта ночь будет Варфоломеевская.
 
Аналогичные факты в Крупском, Узденском, Плещеничском районах.
 
В Жлобинском районе в Короткевичском с/совете были слухи, когда называли перепись «антихристова печать».
 
На Птицекомбинате были настроения у некоторых работников уйти, чтобы не записываться на комбинате. Проведена была разъяснительная работа — работницы остались.
 
В Стенянском с/с были разговоры, что церковь отдадут, поэтому надо писать «верующие».
 
Имело место намеренное запутывание счетчика Один бухгалтер о себе дал сведения, что неграмотный. Имелись и положительные настроения В Орешинском с/совете спрашивали — не нужно ли вывешивать флаги?
 
В Толочинском районе были разговоры: «всех верующих перепишут, а потом вышлют в одно место, живите, мол, там себе». Другая говорит: «она верующая, а разве можно в этом признаться, нет, страшно».
 
В Могилевском районе были разговоры в одном колхозе, что в результате переписи составят 2 книги — черную для неграмотных и красную для грамотных.
 
Один гражданин (в деревне) 2 раза не впускал к себе счетчика, третий раз натравил на него злую собаку. После разъяснения ему причин переписи согласился дать о себе сведения.
 
Одна женщина избила своего мужа, старика 65 лет, за то, что он назвал себя неверующим.
 
Один гражданин на вопрос: «Верующий ли он?» ответил: «Я не то, и не другое, я атеист».
 
В Паричском районе были два случая отказа назвать свои фамилии (на лесоразработках — приехали они из Житковичского района), на все другие вопросы ответили. Одна женщина в группе граждан заявила, что она запишется верующей, «так как если будет новый переворот, то ей и ее детям будет лучше».
 
Были разговоры (Хатиловский с/с), что всех неверующих вышлют из Белоруссии. Один старик совсем не хотел отвечать на вопросы. Ему разъяснили, и только тогда он дал счетчику сведения о себе. Были слухи, что перепись проводится для того, чтобы знать, сколько людей, ибо будет война, и что необходимо записываться побольше религиозными, то, может, откроют церковь или костел. В том же районе были слухи, что перепись проводится с целью выявления верующих и неверующих.
 
В Халопеничском районе в период подготовки имела место классово-враждебная агитация в Дубовском с/с: «верующих выселять будут», «верующих печатать будут». Имелся один случай в период предварительной переписи, что муж жену избил за то, что она записалась неверующей, и другой случай — муж записался неверующим, а жена верующей. Муж тоже избил жену.
 
В Смиловичском районе в деревне Журавковичи Корунского с/совета евангелист в группе граждан говорил: «Пришел конец света, всем верующим будут ставить штампы иголками на груди».
 
В Руденском с/с мать избила свою дочь за то, что она написала в переписном листе «неверующая».
 
В Суражском районе в период предварительного заполнения переписных листов имелся один случай, когда счетчику не хотели дать ответ, причем выяснилось, что этот гражданин приехал на две недели из Витебска в гости, и он захотел записаться только в городе, а не в сельской местности. Классово-враждебная агитация имела место в Судальском с/совете. Распространяла слухи единоличница С. Последняя была разоблачена на собрании самими колхозниками.
 
В Чаусском районе имелись разговоры среди крестьян и в городе о том, что «если запишешься единоличником, то будут высылать», «если запишешься верующим, то разрешат строить церковь, а неверующим, то будут отпускать товары из кооперации в первую очередь». Из ІПклова приехал в Чауссы раскулаченный, который агитировал против переписи, собирал группы сектантов и беседовал с ними по вопросам переписи
 
В Старо-Дорожском районе выявлены случаи распространения враждебных слухов о том, что «кто запишет себя неверующим, того насильно запишут в безбожники, а если много запишется неверующих, то сразу все церкви закроют».
 
В Кировском районе во время предварительной переписи имелся такой факт: в Халовичском с/совете на вопрос: «Гражданин какого государства?» ответил «только не советского». Имели место следующие антисоветские слухи по поводу вопроса переписного листа о религии По Павловичскому с/с пустили слух, что верующих будут высылать. По Кручанскому с/с пустили слух (в Воропаях 1 и 2), что верующим не будут продавать хлеба и они будут обложены налогами и т.д. В д. Николаевка Круглянского сельсовета колхозником К. пущен слух, что при переписи будут клеймить всех верующих.
 
В Климовичском районе по Милославицкому с/с были пущены провокационные слухи по вопросу религии, чтобы записывались все верующими, и тогда откроют церкви, потому что «эта перепись пойдет на рассмотрение Лиги наций, а Лига наций спросит у т. Литвинова, почему мы закрываем церкви, когда у нас много верующих». Другой слух: «перепись проводится для того, чтобы начать выселение из БССР верующих».
 
В Добрушском районе идут разговоры о том, что перепись проводится для подготовки нового поголовного налога.
 
На бумажной фабрике один рабочий на вопрос: верующий ли? — нагло ответил: «Верил в черта, в бога и в Сталина».
 
Пущен слух, что для верующих Советская власть после переписи устроит церкви (Марьинский с/совет).
 
В Смолевичском районе в Плисском с/с единоличник, отец которого церковный староста, один брат расстрелян, другой выслан, ходил по домам, агитировал и угрожал: «Если запишетесь неверующими, вас при приходе поляков расстреляют».
 
В Драковском с/с единоличник ходил с библией по домам и говорил, что скоро будет война, придут поляки и всех записавшихся неверующих расстреляют и повесят на столбах. В этом же с/совете старухи посылались по домам и предупреждали население о том, что кто хочет жить, тот пусть не пишет о себе, что он верующий.
 
В Кличевском районе были враждебные вылазки во время проведения агитмассовой работы. Так, по Павочанскому и Исакинскому с/с были слухи, что те, которые будут записываться верующими, их будут высылать в отдельные места. Со стороны евангелистов были разговоры о том, чтобы записывались все верующие, то тогда будут строить церкви.
 
В д. Несяты 2 хозяйства (баптисты) и в Запольском сельсовете того же района хозяйства отказались отвечать на все вопросы переписи, заявляя только одно, что они «православные».
 
В ряде районов шла агитация такого рода: «по новой конституции попам дали право голоса, пишите, что верующие — возвратят церкви».
 
Одна женщина избила своего мужа за то, что заявил счетчику, что он неверующий (Горошанский с/с).
 
В колхозе им. Егорова одна женщина не хотела отвечать на вопрос о религии. После разъяснения ответила «неверующая».
 
В Белыничском районе во время предварительной переписи не дали ответов на вопросы счетчика 9 хозяйств в Угольнивском с/совете. Все они являются единоличниками, сектантами. В д. Изобище Новосельского сельсовета церковный староста ходил, собирал подписи о том, что все верующие.
 
В том же районе были слухи, что «перепись населения перед концом света», «от переписи надо избежать».
 
В Бешенковичском районе имелись в двух сельсоветах, Островлен-ском и Плисском, что записались верующими около 80% и больше (в этих сельсоветах большинство староверы). Имелся факт, когда старик 70-летний во время прихода счетчика снял икону и выбросил.
 
Имелись колхозы, где все записываются неверующими, и наоборот.
 
В Быховском районе в период предварительной переписи имели место 4 случая отказа. После беседы с ними и разъяснения (в Еркуловском с/с) дали сведения. В период подготовки переписи в районе имелись классово-враждебные разговоры по 5 пункту «о религии». Был слух: «перепись проводится для того, чтобы выявить верующих, которых занумеруют».
 
В Рогачевском районе проводили активность сектанты (Крухневский с/с и Лучинский с/с). Перепись показала большой процент верующих.
 
Имелись разговоры, что перепись проводится для того, чтобы всех записать в колхозы.
 
В Осиповичском районе в Лашицком с/с пустили слух, что всех неверующих будут переселять в отдельную республику. Источник слуха — Пуховичский район.
 
В Горецком районе один гражданин (с ножом) выгнал из дому счетчика. При повторном обходе отказался давать ответы.
 
В Круглянском районе был слух: «будут клеймить народ, надо скрываться в лесу».
 
В Городокском районе в Бескоровском с/с трое женщин ходили по домам и собирали подписи, чтобы записывались верующими. Успели обойти только два дома. В Первомайском с/совете один единоличник говорил, что перепись — это хитрая политика Советской власти, она предусматривает запись в Компартию. Скоро будет война. Клеймить будут тех, кто записал себя неверующим.
 
В Костюковичском районе баптисты распускали слухи: «переписывают для того, чтобы установить, сколько единоличников, и выслать их».
 
В Хойницком районе одна гражданка 18 лет отказалась давать о себе сведения.
 
В том же районе пущен слух: «если запишетесь неверующими — всех перевешают, так как придет другая власть».
 
В Комаринском районе в период предварительного заполнения переписных листов в Чикаловичском сельском совете в двух дворах не пустили переписчиков. В Гзденском с/совете имели место несколько случаев отказа отвечать на вопросы. В этих же сельсоветах массовые ответы на вопрос пятый — записываются верующими. Имеются такие ответы на вопрос о религии: «В бога верю, Советской власти подчиняюсь». В районе был слух: «перепись проведут ночью и на всех верующих и единоличников поставят печать».
 
В Пуховичском районе был слух: «кто запишется неверующим, поставят тому печать, и всегда будет носить». В том же районе: «кто запишется неверующим, тех во время войны вырежут».
 
В Березинском районе были слухи: «что при переписи надо записываться верующими, иначе придут интервенты и перебьют».
 
В Будо-Кашелевском районе был слух: «перепись проводится для того, чтобы повысить налоги».
 
По г. Минску: доцент химфака ГДУ Б. отказался отвечать на вопрос о религии. Имелся и такой факт, что жена работника Уголовного розыска обругала счетчика и категорически отказалась дать ответы. При вторичном посещении счетчиком квартиры дома ее не оказалось.
 
На кирпичном заводе № 1 гр-ки Х.Н. и Х.М. отказались дать счетчику о себе сведения по переписному листу, мотивируя это тем, что она читала в Библии о том, что будет такое время, когда будет перепись, и после этой переписи все записавшиеся пойдут в ад, а не записавшиеся в рай. Но после длительной беседы счетчика они дали ответ на все вопросы. На том же кирпичном заводе № 1 гр-ка А. также отказалась дать о себе сведения, мотивируя такими же причинами, что и X. Пришлось выехать на завод начальнику переписного отдела и горинспектору1. И только после этого она была переписана
 
Работница трамвайного парка П. заявила нашему счетчику, что она не хочет быть на учете у Советской власти и поэтому не хочет дать о себе сведения. Причем в беседе со счетчиком она заявила, что готовит трамвайную аварию и скоро ее осуществит. Обзывала ругательскими словами руководителей партии и правительства. Об этом факте было сразу сообщено руководству трамвайного парка, и были приняты соответствующие меры. Расследованием этого факта сразу же занялось НКВД.
 
В Червенском районе во время предварительного заполнения переписных листов поп организовал крещение детей.
 
В Мстиславльском районе один единоличник отказался от переписи, четыре раза не пускал счетчика в дом. Когда пришли к нему, дом был заперт. Выломали окно и нашли 5 спрятавшихся единоличников. Хозяина дома арестовали. Остальные сами согласились переписаться.
 
В Оршанском районе, Понизовский сельсовет, д. Морозове, колхоз «1-е Мая». Колхозник С. проводил агитацию, особенно при распределении по работам колхозников, говоря: «Пишитесь верующими, откроют церкви; до этого времени держали нас, колхозников, как собак на ошейниках». Колхозники: стахановка Л.П. и муж ее Л.И. при предварительном заполнении листов записались было верующими, а 6 января при проведении переписи изменили свои показания на неверующих, заявив, что верующими раньше они записались исключительно под нажимом С
 
Деревня и колхоз «Карковка». Колхозница С. агитировала, что «верующих советская власть будет преследовать, а неверующим будет хорошо».
 
Пищаловский сельсовет, д. Елино. Гражданка С.У. агитировала, что «нельзя отвечать верующий даже тогда, когда верующий, так как тогда снимут с работы».
 
Особенно сильная контрреволюционная агитация была развернута в сельсоветах: Пищаловском, Машковском, Дубровском, Еромковском, Понизовском, Межевском. В Дубровском сельсовете было распространено много контрреволюционных листовок с призывом к населению записываться верующими. Большое влияние на развитие религиозной пропаганды в Дубровском и Еромковском сельсоветах оказал Шкловский район, где по соседству с этими сельсоветами находилось крепкое ядро сектантов.
 
В Пищаловском сельсовете дело дошло до того, что было устроено бандитское нападение на счетчиков этого же сельсовета — учителя Елинской школы И. (комсомолец с 1930 года, педагог, прекрасный общественник) и учительницу Пищаловской школы Ш. (в прошлом году окончила педтехникум, работает в школе 4 месяца). 3-го января поздно вечером, когда И. и Ш. окончили работу, возвращались со своих участков домой, на них напал известный хулиган К. Бандит нанес учительнице ножом (финка) рану в спину, а учителю две раны в голову и руку. К. и его соучастники Ю. и Ш. арестованы. Отец К. бывший сельский староста, брат в 1932 году осужден на 10 лет за хищение социалистической собственности. Сам К. пользуется славой отъявленного хулигана. На колхозном вечере 7-го ноября он избил колхозника соседнего колхоза
 
Дубровский сельсовет, хутор Застружье. На счетном участке № 9 распространялись среди населения записки следующего содержания: «Пишитесь верующими, сообщите об этом своим соседям».
 
Деревня Зубревичи. Колхозник С. после схода по переписи населения, говорил в деревне, что «в Библии сказано про перепись, что после переписи большевики поставят печать на всех неверующих, и через 15 дней после переписи будет конец света, печати помогут отделить овец от козлят». «Через 15 дней будет конец света, и всех неверующих направят в ад».
 
Еромковский сельсовет, д. Торговцы. Единоличница С. проводила по деревне агитацию, что перепись будет для того, чтобы определить приверженцев черта и сторонников бога, а потому записывайтесь верующими.
 
Межевский сельсовет, совхоз «Межево». Член КП(б)Б Б. в частной беседе с коммунистами разъясняет: «Перепись проводится для того, чтобы выявить враждебно-классовые элементы». Эта же Б. говорила: «Стахановцев сильно эксплуатируют».
 
Ученик 7-го класса Межевской школы С.Ф., сын колхозника д. Козеки пустил слух в школе, что «кто запишется верующим, тому ничего не будут давать».
 
Мошковский сельсовет, хутор Комари. П.Я. придя в Р.Селецкий сельсовет проводила агитацию, что «когда много запишутся верующими, то откроют больше церквей, так как право голоса попам дали».
 
В этом же сельсовете в дер. Немирово в колхозе «Победа» колхозник М.М. (бедняк, демобилизованный красноармеец) на собрании 31/ХІІ по вопросу о переписи населения (на котором делал доклад председатель сельсовета т. Т.) активно выступал и агитировал, что необходимо всем записываться верующими, чтобы вернуть церкви обратно.
 
В Медвеком сельсовете имелись провокационные слухи: «всех верующих лишат хлеба, никакой справки в Советах не получишь, будут клеймить». В колхозе «Пролетарий» парни 17-летние давали сведения о себе как верующие.
 
Туминический сельсовет, д. Борейцово. Вдова-колхозница (фамилия устанавливается) отказалась отвечать на вопросы о религии и заявила, что на этот вопрос ответит только тогда, когда из района приедет представитель посмотреть, как она живет. Жалуется на обиды, причиняемые председателем колхоза.
 
Гальцевский сельсовет, д. Старники. Одна гражданка не пускала в дом, а другая семья отказалась отвечать на вопросы переписного листа
 
Крапивенский сельсовет, д. Гатьковщина. Старуха-колхозница сказала только свою фамилию и возраст, а на остальные вопросы отказалась отвечать.
 
Веромойшанский сельсовет, д. Цузырева, колхоз «Заря». 3-го января с.г. колхозники К.П. (бывший кулак), Л.И. (крепкий середняк), Б.И. (крепкий середняк) проходили по домам и заявляли: «Товарищи колхозники, не пишитесь неверующими, а пишитесь верующими, а то Советская власть будет клеймить неверующих, чтобы подсчитать итоги, сколько за Советской властью людей. Скоро будет война с Германией, и немцы заберут Советский Союз и будут расстреливать неверующих. А если запишется много верующих, то Советская власть будет строить церкви».
 
Колхоз «Победа», д. Васьковшина. Член сельсовета, председатель депутатской группы, он же бригадир колхоза Б.Я., говорил счетчику П.: «Я не верю в бога, но хочу, чтобы меня записали верующим (и записали) черт с ним, что они мне сделают за это».
 
Деревня Зайцеве. Под видом нищего высланный из пограничного района собирал хлеб, был задержан и отправлен в милицию. В деревне Зайцево высок процент записавшихся верующими
 
Будовский сельсовет, д. Редьки, колхоз «Шлях социализма». Велась агитация, что «верующих будут клеймить».
 
В г. Орше (квартком № 2) велись разговоры о том, что вопрос в отношении религии поставлен для того, что «когда верующих будет мало, большевики заберут все церкви». Квартком № 6 (ул. Кирова) проводилась агитация о том, что всех неверующих после переписи будут клеймить.
 
В городе был случай, когда инвалид отказался давать сведения о себе во время переписи. Другой случай: кучер мясокомбината Г.У., белорус 25 лет, не хотел, чтобы его переписали, спрашивал: «А куда вышлют?»
 
Факты контрреволюционной агитации против переписи и др. говорят о том, что районные организации (партийные и советские) в ряде районов не были достаточно связаны с массами и не знали действительного положения вещей, пока Бюро ЦК своим постановлением от 31 декабря 1936 г. не указало парторганизациям на факты контрреволюционной агитации против переписи.
Даже тогда, когда Бюро ЦК в решении 10 декабря поручило Печерскому райкому проверить сообщение о том, что в Меркуловском сельсовете баптисты проводят агитацию против переписи, секретарь райкома т. К. в личной беседе по телефону заверил ЦК, что никакой агитации против переписи не ведется.
 
В результате незнания действительного положения вещей в ряде районных организаций сложились настроения самоуспокоенности, благодушия.
 
Отказ дать сведения по переписи в двух сельсоветах Лепельского района (52 хозяйства) и подача заявления о выходе из колхоза 9 хозяйствами и аналогичные факты в других районах оказались совершенно неожиданными для районного руководства.
 
Для ряда парторганизаций явился полной неожиданностью тот факт, что в отдельных районах и сельсоветах целые группы населения, даже и среди колхозников, стали записываться при переписи верующими, что вызвало среди некоторых парторганизаций растерянность.
 
Основной формой борьбы классово-враждебных элементов против переписи было использование остатков религиозных предрассудков среди населения. Пытаясь сорвать перепись, посеять недоверие населения к переписи, классовый враг, с одной стороны, чтобы вызвать массовые отказы от переписи распространял слухи о предстоящих как будто бы репрессиях против верующих (высылка, лишение продовольствия и пр.), с другой стороны, чтобы вызвать запись населения как «верующих», контрреволюционные элементы запугивали население войной, приходом Гитлера, японцев и репрессиями интервентов против неверующих. Контрреволюционные элементы распространяли специальные листовки (Орша), производили обход домов с собиранием подписки граждан давать при переписи ответы «верующий»; велась открытая агитация попов (Богушевск и др.); имел место предварительный оговор, как отвечать на вопросы переписи гражданам из нескольких сельсоветов
 
(Лепель). В процессе проведения переписи населения выявилось, что многие парторганизации недооценили контрреволюционной деятельности и религиозной пропаганды (имевших своего рода «активистов», которым выдавались «грамоты» за активность и т.д.), что говорит о слабой подготовке антирелигиозной пропаганды.
 
Географическое размещение отказов от переписи и контрреволюционной агитации таково: 1) пограничные районы — здесь сказывается зарубежное влияние; 2) центральные районы — возможно, результат деятельности епархии Могилевского епископа и 3) районы Южного Полесья, где вкраплено немецкое население (немецкие колхозы).
 
Обобщение фактов контрреволюционной агитации приводит к выводу о том, что вся эта агитация носила организованный характер и направлялась из одного центра. Пограничные районы оказались более пораженными контрреволюционной агитацией как в смысле распространения контрреволюционных слухов, так и отказов от переписи (Лепель — 52 хозяйства). Случаи открытого отказа от переписи групп хозяйств наблюдались в среде единоличников также, как и контингенты агитаторов против переписи пополнялись главным образом из рядов единоличников.
 
С помощью ЦК КП(б)Б все случаи попыток антисоветских элементов повредить переписи были быстро ликвидированы и перепись населения проведена в БССР успешно и с полным охватом всего населения
 
Начальник Управления народнохозяйственного учета БССР - Владимирский

Популярные сообщения

Изображение

Именные списки репатриированных граждан СССР прибывших на Винниковский сборно-пересыльный пункт г. Винники (Украина) и отправленных на сборно пересыльный пункт Полесской области (Беларусь) от 31 июля по 11 сентября 1945 года

Изображение

Список советских граждан насильственно угнанных в немецкое рабство в период временной оккупации немцами Юровичского с/совета, Калинковичского района, Полесской области, БССР

Изображение

Акты расследования злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками против советских граждан при оккупации территории Ельского района от 14 декабря 1944 по 14 февраля 1945 гг.