Древняя история Восточного Полесья, В.Ф. Исаенко 1975 год

 Древняя история Восточного Полесья.

От огромного Червоного озера и реки Орессы на западе до Брагинки на востоке, от низовий Березины до правобережных притоков Припяти — Уборти и Желони расположено восточное Полесье — Мозырщина: — край древней, богатой событиями истории.
Мозырское Полесье — не только область безбрежных лесов, топких болот, унылых, заросших хмызняками низин и песчаных гряд, покрытых сосняком. Есть здесь и живописные, изрезанные оврагами возвышенности, полноводные реки и большие открытые пространства плодородных полей.
Примерно посредине Мозырщины на восток по широкой долине несет свои воды полноводная извилистая Припять. У Мозыря она поворачивает к юго-востоку и уже на Украине впадает в Днепр. В Припять впадают многочисленные реки: Уборть, Словечна, Неначь и Вить, Тремля, Ипа, Брагинка и другие.
Мозырская, Юревичская, Хойникская возвышенности, крутой берег Припяти возле Петрикова нарушают однообразие полесских ландшафтов. Эти особенности рельефа сложились в отдаленные времена великого (русского, днепровского) оледенения.
Пробыв более 200 тысяч лет под мощным ледниковым покровом, территория Белоруссии начала освобождаться ото льдов. Край ледника, однако, на некоторое время задержался на юго-востоке республики. В результате этого вовремя так называемой Мозырской стадии и образовались здесь возвышенности, сохранившиеся до сих пор. Мозырская гряда достигает 208 метров над уровнем моря и поднимается над поймой Припяти на высоту около 90 метров. Юревичская возвышенность несколько ниже — 167 метров абсолютной высоты и поднимается примерно на 50—60 метров над поймой реки. Далее к востоку тянутся Хойнико-Брагинские высоты. Эти возвышенности покрыты плодородными почвами, сложенными из лёссовидных суглинков.
По мере таяния льдов перед Мозырской моренной грядой накапливались талые воды, образовавшие, как полагают, обширное ледниковое озеро в северо-западной части области. Сток вод этого озера мог осуществляться либо через Уборть и Словечну, либо от Мозыря на восток к Брагинке мимо д. Великий Бор. Во всяком случае в обоих местах сохранились широкие древние долины с верхними (вторыми) речными террасами. Вдоль этих долин ныне тянутся полосой обширные торфяники.
Около 40 тысячелетий назад произошел, размыв моренной гряды возле д. Юревичи. В результате этого воды ледникового озера, глубина которого, как полагают, доходила до 30—40 метров, хлынули в том направлении, по которому доныне течет Припять. Ширина места прорыва у Юревичей достигала полутора километров. Можно себе представить, какой огромной, полноводной и могучей казалась тогда древняя Припять, осуществлявшая этот грандиозный прорыв высокой Мозырской гряды.
Человек уже существовал в это время. «Первые выделявшиеся из животного царства люди были во всем существенном так же несвободны, как и сами животные; но каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе». Медленны были эти первые шаги. Многие тысячелетия уходили на то, чтобы освоить какой-либо прием обработки камня или новый вид деятельности. Люди учились познавать окружающую среду и воздействовать на нее, чтобы добыть необходимые для жизни материальные блага. Свобода — это прежде всего разумный выбор целесообразных действий в соответствии с познанными законами природы.
Пройдя длинный и сложный путь развития от древней человекообразной обезьяны, человек научился не только изготовлять и совершенствовать орудия труда, но и изобретать совершенно новые, более производительные. В процессе труда у него развивались сознание, членораздельная речь, руки, осваивалась вертикальная походка, увеличивался объем головного мозга.
Поселившись сначала на Кавказе и на Днестре, а затем в Крыму и низовьях Днепра, спустя сотни тысяч лет бродячие орды древних людей появились на территории Верхнего Поднепровья.
Это были неандертальцы, или люди мустьерской эпохи. Неандертальцы были мускулистыми низкорослыми людьми с широким лицом, развитыми надбровными валиками, массивной нижней челюстью, низким покатым лбом, длинными руками с широкой короткой кистью. Они изготовляли уже не только рубила, но и остроконечники, скребла, ножи из крупных отщепов. Для этого пользовались так называемой техникой отбивки и скалывания с дисковидных ядрищ.
Орудия неандертальцев были найдены около Ново-Быхова на Днепре, возле Чечерска на Соже, на Беседи вблизи Светиловичей. На Десне, возле д. Хотылево под Брянском, недавно выявили крупный памятник мустьерской эпохи. Поблизости от Житомира (южнее Мозыря в 200 км) была обнаружена еще более древняя стоянка человека.
Люди мустьерской эпохи (100—40 тысяч лет назад) занимались охотой на крупных животных — мамонтов, шерстистых носорогов, а также сбором ягод, грибов, орехов, моллюсков. Они умели уже добывать огонь, что «…впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от живот­ного царства», сооружали примитивные укрытия от непогоды, использовали шкуры животных для защиты от холода.
Полагают, что именно в эту эпоху начался переход от первобытного стада к материнской родовой общине, складывались зачатки племенной организации, появлялись первичные религиозные представления — «…бессилие дикаря з борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чу­деса и т. п.».
Марксистско-ленинская теория позволяет раскрыть содержание исторического процесса, истоки которого уходят в глубокую древность. Нельзя рассматривать историчес­кую деятельность людей, считал В. И. Ленин, «не улавливая объективной закономерности в развитии системы общественных отношений, не усматривая корней этих отношений в степени развития материального производства...». Исследование древнего производства наталкивается на ряд трудностей. Не все его стороны могут быть выяснены на основании изучения тех остатков, которые сохранились в напластованиях земли. Прибегают к этнографическим данным о хозяйственной жизни ныне живущих племен, которые находятся на той же стадии развития, что и рассматриваемая, ибо по ряду причин отстали в своем движении по пути прогресса. Так была установлена зависимость между применяемыми орудиями труда и теми общественными отношениями, при которых человек трудится. «Такую же важность, какую строение останков костей имеет для изучения организации исчезнувших животных видов, останки средств труда имеют для изучения исчезнувших общественно-экономических формаций».
При первобытнообщинном строе производственные отношения между людьми длительное время выступали в форме семейно-родовых отношений. Древняя история может быть разделена на периоды первобытного стада, материнского родового строя и отцовского родового строя. Эти периоды были обусловлены развитием способов получения материальных благ, ведения хозяйства. Они связаны с археологической периодизацией древней истории, которая учитывает в первую очередь материал, из которого изготавливали орудия, а во вторую — способы изготовления орудий (каменный век, делящийся на эпохи палеолита, мезолита и неолита; бронзовый и железный века). В свою очередь эпохи делятся на периоды.
Культура одних и тех же племен изменялась от периода к периоду, от эпохи к эпохе. Каждое племя придавало своей культуре такие особенности, которые обусловливались сложившимися у него представлениями и традициями, а также влиянием соседей и естественно-географической средой.
Примерно 50—60 тысячелетий назад началось новое (валдайское, или вюрмское) похолодание, но ледниковый покров захватил лишь северную часть территории Белоруссии. В Поднепровье, вероятно, не было перерыва в обитании человеческих общин. Они продолжали, наверное, жить здесь в условиях тундры или холодной лесостепи.
Около 40—38 тысячелетий назад наступил период позднего, или верхнего, палеолита. На территории бассейна Верхнего Днепра известно несколько поселений верхнепа­леолитического времени. Одно из них расположено возле д. Юровичи Калинковичского района, в 20 км ниже Мозыря, по левому коренному берегу Припяти, в том месте, где воды Припяти некогда прорвали Мозырскую моренную гряду. Южнее Мозырщины, вблизи д. Довгиничи, на берегу p. Горыни и на территории городов Коростеня и Киева также были найдены верхнепалеолитические поселения, а на берегах р. Десны — даже группа их (Чулатово, Пушкари, Мезин и др.).

Памятники каменного века:
1—3 — Любань; 4 — Михедовичи; 5 — Кольно; 6, 7 — Знаменка (б. Слепцы); 8 — Семурадцы; 9 — Кабачок; 10 — Лясковичи; 11, 12 — Дорошевичи; 13 — Вышелов; 14 — Макаричи; 15 — Петриков; 16, 17 — Новоселки; 18 — Моисеевичи; 19 — Велавск; 20 — Шестовичи; 21 — Белажевичи; 22 — Копаткевичи; 23, 24 — Ивашковичи; 25, 26 — Скрыгалово; 27 — Ясенец; 28 —30 — Загорииы; 31 — Лычижевичи; 32 — Клинск; 33—35 — Пхов; 36 —Боровики; 37, 38 — Мозырь; 39 — Пенница; 40, 41 — Лубня; 42 — Акулинка; 43—46 — Шарейки; 47 — Гряда; 48 — 50 — Юревичи (Литвин); 51, 52 — Юревичи; 53 — Слободка (Турья); 54 — Обуховщина; 55 — 57 — Ломыш; 58 — Гноево; 59, 60 — Борисовщина; 61 — Тульговичи; 62— Кожушки; 63—67 — Хвощевка; 68 — Гнездинка; 69, 70 — Оревичи; 71 — Красноселье; 72, 73 — Мосаны; 74 — Белосорока; 75 — Курени; 76, 77 — Рожава; 78 — Вепры; 79 — Березовка; 80 — Дерновичи; 81, 82 — Белый Берег; 83—85 — Тешков; 86 — Тешков (Городище); 87, 88 — Вербовичи; 89—91 — Конотоп; 92, 93 —Наровля; 94 — Новая Рудня; 95. 96 — Милашевичи; 97 — Брагин; 98 — Спериж; 99—Просмачи; 100 — Колыбань; 101 — Капоранка; 102 — Чикаловичи; 103—114 — стоянки за пределами рассматриваемой области.

Памятники железного века и феодализма:
1, 2 — Красная Горка (Буда); 3 — Лутовья; 4—7 — Дяковичи; 8, 9 — Городятичи; 10 — Витчина; 11 — Фастовичи; 12 — Комаровичи; 13 — Поречье; 14 — Карпиловка (Рудобелка); 15 — Мехудов; 16 — Ржанов; 17 — Бубновка; 18 — Дземенка; 19 — Хойня; 20, 21 — Лучицы; 22 — Филипповичи; 23 — Рудня; 24, 25 — Аносовичи; 26, 27 — Ванюшицы (Ваюжичи); 28, 28А — Копцевичи; 29 — Беседы; 30, 31 — Красное Поле; 32 — Слобода Челющевичская; 33, 34 — Копаткевичи; 34а — Чаньково; 35 — Волосовичи; 35А — Иванищевичи (Микуль-Городок); 36 — Слободка Погорелая (Городинка); 37 — Лясковичи; 38 — Савичи; 39 — Колки; 40 — Городище; 41 — Новоселки; 41а — Заполье; 41Б — Бобрик; 42 — Михедовичи; 43 — Большие Селютичи; 44—46 — Ивашковичи; 47, 48 — Рог; 49 — Млынок; 50 — Рудня; 51—53 — Рудни Оголицкая, Средняя, Слинки; 54 — Кабачок; 55 — Дорошевичи; 55А — Вышелов; 56 — Батрак; 57, 58 — Макаричи; 59 — Петриков; 60 — Белка; 61—63 — Новоселки; 64 — Мицуры; 65 — Бечи; 66 — Переров; 67 — Переровский Млынок; 68 — Красный Боец (Судибор); 69 — Снядин; 69А — Рудня Симоновская; 70, 71 — Моисеевичи; 72 — Велавск; 73, 74 — Шестовичи; 75 — Глиница; 76 — Птичь; 77 — Балажевичи; 78—80 — Скрыгалово; 81 — Белая, Скрыгаловская Слобода; 81А — Озаричи; 82 — Евтушкевичи; 83 — Корени; 84, 85 — Хомичи; 86 — Славунь; 87 — Карповичи; 88 — Козловичи; 89 — Коситов; 90 — Домановичи; 91 — Кротово; 92 — Капличи; 93 — Шиичи; 94 — Якимовичи; 95 — Рудня Якимовичская; 96 — Клинск; 97, 98 — Юшки; 99 — Горочичи; 100 — Дудичи (Рудница); 101, 102 — Носовичи; 103 — Боровое; 104 — 106 — Убортская Рудня; 107 — Манчицы; 108, . 109 — Рудня Велавская; 110 — Лешня; 111 — Рудня Скрыгаловская; 112, 113 — Ясенец; 114, 115 — Жаховичи; 116 — Моисеевка; 117 — Загорины, Мирабели; 118 — Михновичи; 119 — Романовка; 120 — Прудок; 121 — Борисковичи; 122, 123 — Мозырь; 124, 125 — Рудня Антоновская; 126 — Пхов; 127, 128 — Боровики; 129, 130 — Антоновка; 131, 132 — Калинковичи; 133 — Гулевичи; 134 — Сирод; 135, 136 — Рудня Есипова; 137 — Александровка; 138 — Малые Автюки; 139 — Милашевичи; 140 — Коростень; 141 — Курганы; 141А — Рудня; 142 —Руднище; 143 — Локницкая Рудня; 144 — Лельчицы; 145 — Жмурнянская Рудня; 146 — Буйновичи; 147 — Гребени; 148 — Синицкое Поле; 149 — Старо-Высокое; 150 — Ремезы; 151 — Движки; 152 — Рудня Ремезы; 153 — Мелешковичи; 153А — Иванковщина; 154 — Староселье; 155 — Рудня Саниковская; 156 — Васьковичи; 157 — Михалки; 158 — Рудня Каменская; 159 — Нагорное; 160 — Мозырь (Кимборовка); 161 — Гулевичи (Закованка); 162 — Пенница; 163, 164 — Дубня; 165 — Бибики; 166— Гурины; 167 — Сидельники; 168, 169 — Акулинка; 170, 171 — Стрельск; 172, 173 — Шарейки (Горки); 174, 175 — Гряда; 176 — Большие Автюки; 177 — Шарейки (Кривуля); 178 — 181 — Юревичи; 182 — Василевичи, Защебье; 183, 184 — Великий Бор; 185 — Рудни; 186 — Валавская Рудня; 187 — Рудня Мечная; 188 — Словечна; 189 — Новая Рудня; 190 — Анзельмовка; 191 — Вишенки; 192 — Ельск (Королин); 193 — Санюки; 194 — Рудня; 195 — Павловка; 196 — Половка; 197 — Смолегов, Буда; 198 — Гажин; 199, 200 — Мальцы; 201 — Красновка; 202 — Иванова Слобода; 202а — Тонеж; 203 — Александрова; 203а — Окопы; 204 — Москалевка; 205 — Кирово (Мухоеды); 206 — Храпунь; 207, 208 — Хильчиха; 209 — Демидовичская Рудня; 210 — Антонов; 211 — Грушевка; 212 — Белый Берег; 213 — Нидеичи; 213А — Смолеговская Рудня; 214 — Вербовичи; 215, 216 — Наровля; 217 — Завойть; 218 — Заракитио; 219 — Барбаров; 220 — Березовка (Туневщина); 221 — Слободка (Бернатово); 222, 223 — Обуховщина; 224 — Ломыш; 225—227 — Гноево; 228 — Загалье; 229, 230 — Тульговичи (Староселье); 231 — Гридня; 232 — Конотоп; 233 — Карповичи; 234 — Гридня; 235 — Белобережская Рудня; 236 — Дворище; 237 — Гамарня; 238 — Рудня; 239, 240 — Углы; 241 — Березовка; 242 — Дуброва; 243 — Рожава; 244—Вепри; 245 — Наттачеевка; 246 — Довляды (Курени); 247 — Белосорока; 248 — Дерновичи; 249 — Красноселье; 250 — Оревичи; 251—253 — Xвощевка; 254 — Гнездинка; 255 — Тешков; 256 — Слобода; 257 — Кожушки; 258, 259 — Тульговичи; 260, 261 — Новоселки; 262—264 — Борисовщина; 265 — Храпалов; 266 — Загалье; 267 — Клевы; 268 — Козелужье; 269, 270 — Хойники; 271 — Малишев; 272 — Рашев; 273 — Горошков; 274 — Удалевка; 275 — Журавлева Рудня; 276 — Лубеники; 277 — Рагозин; 278 — Комоново; 279 — Теклиноз; 280 — Велитин; 281 — Пожарки; 282 — Шкуросты; 283 — Ковали; 284 — Микуличи; 285 — Селец; 286 — Городище; 287 — Рудаков; 288 — Бурки; 289 — Брагин; 290 — Ясени; 291— Руды; 292 — Рудка; 293, 294 — Малейки: 295 — Koтловицы; 296 — Глуховичи; 297 — Волховщина; 298 — Дублин; 299, 300— Сперижье; 301 — Чемерицы; 302 — Новая Гребля; 303 — Просмачи; 304, 305 — Xраковичи; 306, 307 — Грушное; 308 — Сувиды; 309 — Савичи; 310 — Целуйки; 311 — Кулажин; 312, 313 — Чернев; 314 — Круки; 315— Колыбань (Бабье); 316 — Старая Иолча; 317 — Михайловка; 318 — Колыбань; 319 — Жилибор; 320 — Посудово; 321, 322 — Капоринка; 323, 324 — Чикаловичи; 325—327 — Гдень;  без номеров — памятники Поднепровья.

Раскопки Юревичского верхнепалеолитического поселения производились работниками Академии наук БССР К. М. Поликарповичем в 1929—1931 годах, а затем В.Д. Будько в 1959—1960 годах. Стоянка была найдена учителем Юревичской школы Ю.Ю. Попелем в 1928 году.
Здесь, на глубине 5—6 метров под слоем лёссовидных суглинков были обнаружены кости нескольких десятков мамонтов. Мамонты — крупные слоноподобные животные, покрытые густой шерстью, имели высоту до 3,5 м при длине до 4,5 м. Они служили основной добычей для первобытных охотников, которые вели загонную или облавную охоту. Особенно удобными для такой охоты были тропы, по которым стада мамонтов спускались к водопою. Местность возле д. Юревичи, как и местность около Мозыря, благоприятствовала таким способам охоты.
На Мозырщине довольно часто встречаются в оврагах, карьерах, на дне рек кости, зубы, бивни мамонтов и других; древних животных. Многие из них, бесспорно, оказались охотничьими трофеями.
Люди верхнепалеолитической эпохи имели уже современный физический облик. Это были действительно неоантропы — представители вида гомо сапиенс — человек разумный. Их назвали кроманьонцами по месту первой находки в пещере Кро-Маньон во Франции. Они жили родовыми поселками, для каждой парной семьи строили долговременные жилища, несколько углубляющиеся в землю. Жилища имели в плане овальную или округлую форму, диаметр — около 6 м, высоту — примерно 2,5 м. По периметру жилища были установлены черепа мамонтов, валуны, крупные кости, лопатки, служившие основанием стен. Внутри был очаг. Шатроподобная кровля изготовлялась, невидимому, из шкур животных; довольно сложные конструкции из ребер мамонтов, жердей, стволов деревьев поддерживали ее над жилищем.
В поселении было несколько таких жилищ и ветровых заслонов, которые иногда примыкали друг к другу. И внутри и вне жилищ раскладывались костры, причем топ­ливом часто служили кости животных. Рядом с жилищами изготовляли орудия. Здесь же хоронили умерших. Существовала сложная церемония погребения,
Сцены из облавной охоты, магические обряды и другие эпизоды из жизни верхнепалеолитических охотников кашли отражение в картинах, обнаруженных на стенках пещер, наскальных рисунках древних художников и в гравировке костяных изделий. Они умели отделять, отжимать правильные ножевидные пластинки от призматических нуклеусовядрищ. Ученым это до сих пор не удалось. Из этих пластинок и отщепов с помощью крутой отжимной ретуши (прием снятия чешуек кремня с края орудия) изготавливались разнообразные орудия труда. Среди них были пластинчатые наконечники стрел или дротиков в виде листа ивы или с выделенным черешком, а иногда с боковой выемкой; резцы срединные и боковые, скребки концевые, скобели, пластинки ножевидные со скошенным концом и с притупленным краем, проколки, сверла. Много орудий выделывали из кости, бивня, рога (копалки, лощила, иглы, шилья). Помимо этого, из бивня и кости вырабатывались украшения, амулеты, предметы культа — чуринги, магические фигурки. Кость с резным узором, напоминающим чешую рыбы, была найдена на Юревичской стоянке. На Десне при раскопках подобных поселений обнаружили женскую статуэтку, вырезанную из бивня мамонта, фигурку птички, иглу, покрытую чешуйчатым узором.
Кости мамонтов сохранились на Юревичской стоянке в связи с тем, что они были перекрыты слоями лёссовидных суглинков.
Ископаемый торф межледниковой эпохи, который виден в обрыве берега Припяти у деревень Дорошевичи и Макаричи Петриковского района, также смог уцелеть, лишь находясь под многометровыми наносами.
Можно ожидать, что и в других местах Мозырщины, где обнаружены сохранившиеся кости мамонта, будут найдены древние поселения. Признаком их всегда будет наличие кремней со следами обработки. Таких перспективных для поиска мест на Мозырщине девять.
В Мозырском и Юревичском музеях экспонируются кости мамонтов, зубы, бивни, обнаруженные при раскопках
Юревичского поселения, орудия, кремни со следами обработки, а также уникальный остроконечник. Исходя из состава кремневого инвентаря, видов костяных орудий, останков животных, геологических и палеоботанических наблюдений установлено, что Юревичская стоянка была населена людьми 24—26 тысячелетий назад.
К этой поре уже сложился материнский родовой строй. В поселении жил, по-видимому, один материнский род, который состоял из нескольких десятков человек. Между членами рода устанавливалось естественное разделение труда по полу и по возрасту. Женщины занимались собирательством, несомненно, принимали участие в охоте — важнейшем виде хозяйственной деятельности родовой общины, вели домашнее хозяйство. Поэтому их мнение было часто решающим в жизни родовой общины, но говорить о «власти женщины» в обществе первобытном, конечно, не приходится. Быт и духовная жизнь людей определялись религиозными верованиями и запретами. «Религия возникла в самые первобытные времена из самых невежественных, темных, первобытных представлений людей о своей собственной и об окружающей их внешней природе». Пройдя вместе с человеческим мышлением долгий путь развития, в позднем палеолите оформилась древнейшая религия — тотемизм, провозглашающая происхождение члена рода от общего дикого предка — животного. Процветали культ животных, магия, колдовство, складывалась система обрядов и обычаев. Существовало представление о загробной жизни и в связи с этим — сложная погребальная церемония, обеспечивающая, по мнению людей, жизнь в потустороннем мире.
К середине IX тысячелетия до н. э. ледниковая эпоха за­кончилась и сменилась современной геологической. Прекратилось перевевание песка прирусловых валов, формирование первой надпойменной террасы Припяти и ее крупных притоков. Распространилась лесная растительность, началось отложение современных торфов. Животный и расти­тельный мир быстро приобретал современный облик. Примерно 6 тысяч лет назад установился наиболее теплый климат, и в составе лесов появилось больше широколиственных теплолюбивых пород деревьев, чем теперь. Об изменениях климата и растительности судят по составу пыльцы, полученной из разных слоев торфа, в которых она хорошо сохраняется на протяжении многих тысячелетий. Эпоха палеолита сменилась мезолитической, или средне каменной, эпохой.
Около озер и рек Мозырщины обнаружено 15 поселений эпохи мезолита. Если верхнепалеолитическая эпоха была временем проникновения отдельных человеческих общин, то в эпоху мезолита началось заселение долин крупных рек Белоруссии. Человек селился обычно в местах, удобных для рыболовства — возле рек и пойменных озер, во многих из которых впоследствии образовался торф. Поселения размещались на песчаных грядах, надпойменных террасах, на склонах речных долин. Теперь эти места поднимаются на 10—20 метров над меженным (летним) уровнем воды, возвышаясь на 5—15 метров над поймой реки.
Поселения эпохи мезолита были небольшие, а возможно, и кратковременные, орудий труда этого времени собрано немного. Вероятно, мезолитические родовые общины часто кочевали и не задерживались долго на одном месте. На местах поселений, протяженность которых составляет обычно около сотни метров, можно в раздувах песков обнаружить остатки кострищ, иногда обожженные камни, мелкие кремневые орудия, отщепы, обломки пластинок, небольшие призматические или конические нуклеусы. Среди орудий встречаются не только пластинчатые наконечники стрел, резцы, ножи, сечения пластинок, концевые скребки, скобели. Имеется также много мелких орудий, некоторые длиной в 1—2 см, а иногда и меньше. Это прежде всего микролиты-вкладыши (имеют вид трапеций, прямоугольников, треугольников, полусегментов) и микропластинки с притупленным краем, острия из пластинок, небольшие округлые скребки, короткие высокие скребки, скобели на боковых сторонах пластинок, угловые и боковые резцы, микрорезцы. Такой состав кремневого инвентаря говорит о широком применении орудий из кости и рога, которые до нас доходят только тогда, когда они оказываются под слоями торфа. Микролиты вставлялись в пазы рукоятей и наконечников, образуя прочные и длинные лезвия, и не требовали высококачественного кремневого сырья для своего изготовления.
Мезолитические охотники широко применяли такое мощное и дальнобойное орудие и оружие, как лук со стрелами. Ф. Энгельс придавал большое значение изобретению стрел и лука, «…благодаря которым дичь стала постоянной пищей, а охота — одной из обычных отраслей тру­да». Употребление лука было характернейшей чертой материальной культуры эпохи мезолита. В конце эпохи появились грубоотбитые кремневые топоры, прикреплявшиеся к рукоятям. Более широко для изготовления орудий и различных хозяйственных надобностей стали использовать помимо рога, кости и дерево. Порой из этих материалов делалась основа орудия с пазами, в которые вставлялись и закреплялись смолой кремневые вкладыши-микролиты. Все это резко увеличивало прочность орудий и удобство пользования ими. С помощью топоров, тесел и долот, способом выжигания человек уже умел изготовлять деревянные челны и начал осваивать водоемы.
Благодаря всем этим достижениям материальной культуры человеческие общины приобрели большую подвижность. В эпоху мезолита шло расселение вдоль долин крупных рек Белоруссии. Между общинами усиливались различия в материальной культуре. В верховьях Припяти, например, население изготовляло крупные кремневые орудия (макролиты), среди которых было много рубящих орудий. Здесь, в отличие от Мозырщины, почти не употреблялись микролиты, и вкладышевая техника распространения не получила.
Эпоха мезолита ознаменовалась еще одним событием, особенно важным в жизни первобытного охотника: приручением первого животного — собаки, ставшей надежным другом и помощником человека.
Примерно в V тысячелетии до н. э. древние племена юга Белоруссии вступили в новую — неолитическую эпоху своей истории. Начало этой эпохи характеризуется распространившимся изготовлением глиняных сосудов. Появление глиняных сосудов в составе материальной культуры древних племен означало переход от дикости к варварству. Эта отрасль производства могла развиться лишь при оседлом образе жизни.
К концу эпохи неолита получили распространение шлифовка, а также сверление каменных орудий. Эти приемы обработки также считаются характерной чертой эпохи «нового камня». Основным занятием неолитических племен было рыболовство и охота. Хозяйственная деятельность уже обеспечивала человеческую общину необходимыми для существования пищей и одеждой. Образ жизни стал оседлым, началось освоение берегов небольших рек. Сложились группы племен с одинаковой материальной культурой, занимавшие значительные территории. Памятники, оставшиеся после них (поселения, могильники, мастерские и т. п.), объединяются условно в археологические культуры. Археологическая культура соответствует некогда обитавшей группе родственных племен.
Во многих неолитических поселениях находят орудия мезолитических типов. Этот факт может служить доказательством местного происхождения неолитической культуры.
На территории Мозырщины еще в 1927—1932 гг. было найдено несколько поселений эпохи неолита. Здесь работали местные краеведы — И. Р. Колодкин, Ю. X. Ющенко, Ф. И. Дубенок, В. М. Подберезный, работники Академии наук БССР и студенты вузов республики — К. М. Поликарпович, А. Д. Коваленя, А. О. Рынейский, С. С. Шутов и др. Однако большинство известных здесь поселений найдено в 1960—1965 гг. Помимо специалистов в работе принял участие юревичский краевед А. П. Гарченко.
Скопления неолитических стоянок отмечены возле Шарейковских озер (четыре), на берегах озера Литвин у д. Юревичи (пять), вблизи Пхова и севернее Мозыря (четыре). Всего известно в восточном Полесье 87 поселений неолита. Подвергались раскопкам стоянки около дд. Юревичи и Слободка Калинковичского района, вблизи поселка Пхов (пригород Мозыря).
Неолитические поселения расположены низко и возвышаются всего на 3—6 метров над уровнем воды. Места для них выбирались вблизи водоемов, где хорошо ловилась рыба. Это небольшие возвышения, мысы первых речных террас, песчаные гряды, которые были расположены вблизи озер-стариц, устьев мелких притоков, на протоках между озер. Большинство поселений тяготело все же к крупным рекам, на мелких притоках встречались по 1—2 поселения. Зато побережье проточных озер было излюбленным местом для закладки жилищ, рыболовецких сооружений.
В некоторых из древних озер за прошедшие тысячелетия накопился торф, а реки изменили свое русло. Благодаря этому часть древних поселений оказалась под слоями торфа вдали от современных береговых линий (у дд. Пенница, Михедовичи, Борисовщина, Милошевичи, Шарейки). Вот почему иногда в торфяниках находят каменные топоры, обломки глиняных сосудов, деревянные сооружения. Особенно важно то, что в торфе неплохо сохраняются да­же изделия из кости, рога и дерева.
В эпоху неолита производство каменных орудий достигает высокого уровня. Распространяется двусторонняя оббивка рубящих орудий, двусторонняя плоская ретушевка наконечников стрел, дротиков. Среди орудий появляются трапециевидные топоры, тесла (топоры с поперечным к рукояти лезвием, несимметричные в сечении), долота, треугольные наконечники стрел, листовидные наконечники дротиков, плоские скребки из отщепов, ножевидные, пластинки, угловые резцы, проколки, сверла, скобели. Продолжают встречаться пластинчатые наконечники, трапеции, пластинки со скошенным концом и другие орудия, свидетельствующие о связях неолита с мезолитом. К концу эпохи получают распространение серповидные орудия, рубящие орудия со шлифованными лезвиями, а иногда и полностью отшлифованные.
Важнейшей составной частью материальной культуры являются обломки глиняных сосудов. Остродонные сосуды с прямыми, реже со сведенными вверху стенками изготовлялись из глиняного теста с растительной примесью. Лишь в конце эпохи начали примешивать к глине песок и дресву. Поверхность сосудов украшалась отпечатками зубчатого штампа, наколами, неглубокими вмятинами. Под венчиком проходил ряд глубоких круглых ямок.
Сложная орнаментация сосудов была характерной, своеобразной у каждого племени и племенной группы. Поэтому, изучая ее, а также другие черты материальной культуры, ученые проникают в тайны истории древних племен.
Культура племен, которые жили здесь около 4-5 тысячелетий назад, получила название днепро-донецкой, или культуры гребенчато-накольчатой керамики. Область, занимаемая ею, простиралась от Донца до Горыни и включала Мозырское Полесье. Ее оставили после себя древнейшие индоевропейцы, похожие на верхнепалеолитических кроманьонцев, — высокорослые, широколицые люди с массивным черепом — поздние северные европеоиды. На территории Мозырщины племена днепро-донецкой культуры продолжали существовать, по-видимому, — даже в начале II тысячелетия до н. э., в то время как на Украине они уже были ассимилированы племенами воинственных степных кочевников на 500 лет раньше.
В середине III тысячелетия до н. э. эти племена на территории Украины уже начинали сеять ячмень и разводили овец, свиней, рогатый скот. Однако рыболовство и охота продолжали давать по-прежнему большую часть пищи. Несмотря на отсутствие прямых доказательств, можно полагать, что и древние племена, обитавшие на Мозырщине, приняли участие в важнейшем событии истории, так называемой «неолитической революции» — переходе к земледелию и скотоводству, так как они являлись ветвью населения днепро-донецкой культуры. Их культура развивалась во взаимосвязи с культурами Триполья и воронковиднцх сосудов. Наконец, в конце III тысячелетия до н. э. количество древних поселений многократно увеличилось, а в составе их материальной культуры появилось много топоров, вкладышей для серпов, мотыг. Пыльца, извлечен­ная из соседних торфяников, часто указывает на резкое возрастание в составе лесов березы и ольхи и на уменьшение дуба и сосны. Это свидетельство вырубки лесов и вторичного зарастания вырубленных участков.
Первое крупное общественное разделение труда на территории Белоруссии в отличие от лесостепей и степей, лежащих далее к югу, выразилось в том, что из всей массы неолитических охотничье-рыболовных племен выделились племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством. Древнее население Мозырщины одним из первых освоило эти новые виды хозяйственной деятельности.
Обычно в поселении имелось от одного до нескольких жилищ. Они имели небольшую площадь в 12—15 кв. м и либо слегка углублялись в землю, либо строились на земле, были они овальной или четырехугольной формы, имели очаги, выложенные из камня. Хотя поселения, как правило, и располагались группами поблизости одно от другого — в 0,5—1 км, трудно предположить, что они существовали одновременно.
Вероятно, в жилище размещалась одна небольшая семья из нескольких человек. В поселении, по-видимому, жило несколько таких семей, представлявших собой единую материнскую общину.
Между отдельными родами устанавливался строгий брачный порядок. Мужья брались из других родов. Дети принадлежали к роду матери и наследовали его имущество как общественную собственность. Взаимодействие племен привело к формированию понятия о племенной и родовой собственности. Это нашло отражение и в обычае заключать браки только внутри племени. Женщины рода, объединенные единством происхождения, выступали как важнейшая общественная сила, а также как хранительницы обычаев и обрядов. Их труд почти в течение всей эпохи продолжал оставаться главным для жизни общины. Лишь к концу неолита в связи с развитием скотоводства на первое место по значению стал выдвигаться труд мужчины.
В раскопанных возле д. Юревичи поселениях, расположенных на берегах оз. Литвин, было обнаружено одно полуземляночное и два наземных жилища. Возле них найдены разбросанные камни древних очагов, обломки остродонных сосудов, украшенных гребенчатыми орнаментами и наколами — ямками, сделанными сбоку и нередко смыкающимися друг с другом, а также кремневые ножи, на­конечники стрел, скребки, скобели, сверла, проколки, пластинки для режущих орудий.
Известны могильники неолитических племен на территории Украины, где кость сохранилась под слоями чернозема и глины. Умерших хоронили сначала в больших коллективных могильниках в вытянутом положении и засыпали красной охрой. Возле скелетов встречаются орудия труда, сосуды, остатки костей животных (от тризны по умершему). Позднее захоронения стали индивидуальными, а погребальный инвентарь более скудным. В некоторых местностях Полесья возможно выявление подобных древних погребений. Их признаком всегда будет наличие охристой прослойки.
Неолитическая эпоха — время образования крупных племенных групп. Одна из них — днепро-донецкая, вероятно, сыграла важную роль в формировании древнеславянских племен. Еще не выяснено, была ли она той основой, на которой сложились древние славяне или родственные им балты.
В верховьях Припяти была иная археологическая культура, близкая к днепро-донецкой, — неманская. Здесь во второй половине III тысячелетия до н. э. появились и племена, изготовлявшие воронковидные кубки. Они занимались в основном земледелием и скотоводством и находились на стадии патриархата. Влияние их культуры ощущается на территории Полесья вплоть до устья р. Припяти, было оно кратковременным.
В конце III и начале II тысячелетий до н. э. и на территории Мозырщины наступил бронзовый век.
В Белоруссии не было оловянных и медных руд, необходимых для производства медных или бронзовых орудий. Количество таких орудий было поэтому небольшим, их приходилось либо получать путем обмена, либо приобретать в боевых стычках. По-прежнему в обиходе господствовали кремневые орудия, а также сверленые и шлифованные орудия (топоры, мотыги, боевые секиры) из других пород камня. Поэтому каменный век отличается от эпохи бронзы не столько по орудиям труда, сколько по типам использовавшихся глиняных сосудов.
В Полесье проникли племена, изготовлявшие так называемую шнуровую керамику и вооруженные сверлеными боевыми топорами. Культура, которую они создали в бассейне Днепра, получила название среднеднепровской. Эти племена продвинулись с Киевщины в Мозырское Полесье и вверх по Днепру, но здесь еще несколько столетий сосуществовали с местным неолитическим населением.
Культура шнуровой керамики на Мозырщине своеобразна. Многие найденные сосуды имеют округлую форму, широкий отогнутый венчик, плоское дно. Их украшают лишь изредка прочерченные орнаменты, столь типичные для среднеднепровцев. Чаще употреблялись отпечатки шнурка, прямоугольников, узоры елочные, треугольной формы; нередко венчики сосудов имели утолщение, по которому так­же наносился орнамент. В глиняное тесто примешивался песок, обжиг сосудов был хороший, поверхность иногда заглаживалась пучком травы. Среди сосудов встречается немало шаровидных амфор. Поэтому можно говорить об особой полесской группе памятников шнуровой керамики. Это справедливо особенно для западных районов Полесья. Поселения размещались почти в тех же местах, что неолитические, но, по возможности, ближе к плодородным почвам. На Мозырщине известно 32 таких памятника.
Племена, пользовавшиеся шнуровой керамикой, знали не только скотоводство и примитивное земледелие — это была основа их хозяйства. Они получали медь и бронзу по­средством обмена с племенами Прикарпатья и Кавказа, изготовляли металлические изделия частично местных типов. У них были наконечники стрел треугольные с выемкой в основании, топоры клиновидные, тесла, мотыги, кремневые серпы.
Особое значение люди придавали очищению огнем.

Памятники бронзового века:
1 — Лутовья; 2 — Дяковичи; 3 — Поречье; 4 — Рожанов; 5 — Слобода Челющевичская; 6 — Копаткевичи; 7 — Ивашковичи; 8 — Михедовичи; 9 — Дорошевичи; 10 — Голубица; 11 — Вышелов; 12 — Батрак; 13 — Моисеевичи; 14 — Петриков; 15, 16 — Новоселки; 17 — Шестовичи; 18 — Скрыгалово, 19 — Костюковичи; 20 — Жаховичи; 21, 22 — Загорины; 23 — Якимовичи; 24 — Клинск; 25 — Михновичи; 25а — Капличи; 26 — Мирабели; 27 — Лычижевичи; 28 — Милошевичи; 29 — Боровое; 30 — Буйновичи; 30а — Коростин; 31 — Горочичи; 32, 33 — Калинковичи; 34, 35 — Пхов; 36 — Боровики; 37, 38 — Мозырь; 39 — Пенница; 40 — Лубня; 41 — Горваль; 42 — Борхов; 43 — Озерщина; 44, 45 — Речица; 46 — Ведричь; 47 — Василевичи; 48 — Шарейки; 49 — Гряда; 50—52 — Юревичи; 53 — Березовка; 54 — Слободка (Турья); 55 — Михалки; 56  — Гута; 57—Наровляика; 58, 59 — Ломыш; 60 — Клевы; 61 — Гноево; 62 — Борисовщина; 63 — Наровля; 64, 65 — Тульговичи; 66—Конотоп; 67, 68 — Вербовичи; 69 — Гридня; 70 — Карповичи; 71 — Ломачи; 72, 73 — Кожушки; 74, 75 — Тешков; 76 — Демидов; 77 — Гнездинка; 78 — Хвощевка; 79 — Дерновичи; 80 — Оревичи; 81 — Березовка; 82, 83 — Вепри; 84 — Рожава; 85 — Нечипорова; 86 — Кирово; 87 — Александрова; 88 — Красноселье; 89 — Довляды; 90 — Белосорока; 91 — Мосаны; 92 — Брагии; 92а — Городище; 93 — Спериж; 94 — Новая Гребля; 95 — Просмачи; 96 — Михайловка; 97 — Грушно; 98 — Людвинов; 99, 100 — Чикаловичи.

Имелось 4 погребальных обряда с захоронениями курганными и грунтовыми. В них часто попадаются остатки трупосожжений. Среди погребений, особенно мужских, в центральной части ряда курганов есть очень богатые. В одном кургане, раскопанном возле д. Ходосовичи Рогачевского района, при умершем были обнаружены глиняный сосуд, медный топор, наконечник копья и подвески, 2 каменных топора, 4 кремневых ножа, 27 наконечников стрел треугольных с выемкой в основании, полированная плитка, подвеска из янтаря, роговая проколка и др. Очевидно, к этому времени уже началось выделение племенной знати. Но даже в бедных (по инвентарю) погребениях мужчин-воинов находят сверленые боевые топоры и сосуды, украшенные отпечатками шнура.
Большинство найденных в 22 местах Мозырщины каменных топоров связано как раз с погребениями племен бронзового века.
У племен культур шнуровой керамики был патриархальный строй. Родство велось по мужской линии, дети наследовали имущество своего отца. Жена переходила в род мужа.
Территория Беларуси была издавна заселена племенами, которые рассматриваются как предки славян и балтов. Племена культуры шнуровой керамики приняли участие в формировании славянских и балтийских племен. Об этом говорит слияние их материальной культуры с культурой местных неолитических племен. Оно осуществлялось к середине II тысячелетия до н. э. Территория Мозырщины во второй половине бронзового века принадлежит к области распространения тшинецкой культуры (1700—1500 — 1100—1000 гг. до н. э.). Здесь известно 33 поселения это — Каменные орудия бронзового века, найденные около деревень Юревичи, Березовка Калинковичского района, Гноево, Борисовщина Хойникского района (II тысячелетие до н. э.). Для поселений характерны обломки сосудов тюльпановидной формы (высоких, у которых слегка выделена шейка, имеется низкий венчик, узкое плоское дно). Орнаментация их сосредоточивается в верхней части сосудов — по скошенному наружу или утолщенному срезу венчика и шейке. На шейке появляется, как в эпоху неолита, ряд цилиндрических ямок, распространяются орнаменты из четочных и проглаженных линий. В тесто сосудов примешивалась дресва. Из кремня изготовлялись черешковые наконечники стрел. Памятники с богатой орнаментацией сосудов распространены главным образом на левобережье Днепра. Здесь выделяют так называемую сосницкую культуру, или сосницкий тип памятников тшинецкой культуры.
Некоторые исследователи — археологи и языковеды считают возможным говорить о праславянской принадлежности тшинецких племен, ибо они занимали территорию с древнейшими славянскими названиями рек.
Эпоха бронзы была временем завершения великого переворота в хозяйстве — перехода к земледелию и скотоводству, переселения крупных масс населения, смены материнско-родового строя патриархатом, началом эры металлических орудий. Бронзовые орудия не могли еще вытеснить орудий из камня. Но начало было положено. Вытеснить каменные орудия смогло лишь железо.
Примерно в VII веке до н. э. Мозырщина вступила в ранний железный век. Люди научились добывать сыродутным способом железо из болотной руды. Из губчатой массы (крицы) проковкой получали сырье, пригодное для изготовления орудий труда и оружия. Население занималось земледелием, скотоводством. «Железо сделало возможным полеводство на более крупных площадях, расчистку под пашню широких лесных пространств…»
Родовая община к этому времени постепенно преобразовалась в сельскую. Развился строй военной демократии, это было время военных нападений и грабежей.
Начав добычу местных болотных руд в раннем железном веке, население этих мест продолжало ее более двух тысячелетий (вплоть до XIX в.). Поэтому на Мозырщине много населенных пунктов носит название Рудня. До сих пор известно не менее 50 мест, где осуществлялась добыча железной руды и получение железа. Однако определить, к какому времени относится производство железа в том или ином месте, удается довольно редко. Это можно сделать лишь по обломкам глиняных сосудов или случайно оставшимся там железным изделиям, по которым можно определить время их изготовления.
Древнейшей археологической культурой железного века в южной части Белоруссии и на Мозырщине является милоградская культура. Она была изучена в результате раскопок городища у д. Милоград Речицкого района, проведенных О. Н. Мельниковской в 1955 году.
У сосудов, которые изготовлялись милоградцами, шаровидная форма, прямой или слегка отогнутый наружу венчик. По шейке сосуда или под венчиком проходит ряд вдавлений или ямок с выпуклостями. На Мозырщине у сосудов высокие венчики и цилиндрические ямки по шейке, в поселениях более южных районов — шейки горшков низкие, у венчиков — скос наружу.
Население милоградской культуры жило в городищах и открытых селищах, около которых имелись городища убежища круглой формы. Нередко городища располагались попарно (Ясенец Мозырского, Дяковичи Житковичского районов). Имелись городища с двумя концентрическими валами и с еще более сложной системой укреплений (у д. Моисеевка). Всего на Мозырщине известно 98 городищ.
В городищах сооружались прямоугольные, углубленные в землю жилища с очагами из камня. Среди находок есть не только железные орудия, но и пряслица, зернотерки, мелкие стеклянные бусы, браслеты, фигурки животных. Умерших сжигали, а останки погребали в грунтовых могильниках. Один из таких могильников был найден возле д. Боровики под Мозырем. Видимо, в Полесье основным видом поселений были все же открытые селища, изученные значительно меньше городищ. В минуту опасности население покидало их и скрывалось в так называемых городищах-убежищах, сооружаемых в труднодоступных местах среди болот и лесов, в нескольких километрах от селищ.
На территории милоградской культуры начиная со II в. до н. э. распространилась зарубинецкая культура.
Нередко в одних и тех же городищах вместе с находками милоградской культуры встречаются и зарубинецкие. Поздние милоградские изделия вместе с зарубинецкими попадаются и в открытых селищах, которые принадлежали населению железного века, покинувшему городища в I—II вв. н. э. Совместное нахождение материалов двух культур, быть может, свидетельствует не столько о сосуществовании их носителей, сколько об их преемственности.
Бывают случаи, когда разнородные материалы встречаются даже в одной землянке. Однако преемственность между керамическими формами этих культур еще твердо не установлена.
Зарубинецкая культура в Белоруссии известна по раскопкам городища, селища и могильника у д. Чаплин Лоевского района, производившимся в 50-х годах учеными Ю. В. Кухаренко и Л. Д. Поболем.
В этих поселениях были выявлены жилища столбовой конструкции, которые слегка углублялись в землю. Здесь же обнаружены орудия труда — зернотерки, каменные песты, железные серпы, ножи, кельты, рыболовные крючки, наконечники копий, много костей домашних и диких животных.
Зарубинцы погребали умерших в небольших овальных ямах, подвергнув их предварительно сожжению. В ямы ставили груболепные, иногда с лощеной поверхностью миски и горшки, клали наконечники копий, кожи, шилья, топоры-кельты и украшения: стеклянные бусы, булавки-фибулы, кольца, браслеты, подвески.
Зарубинецкне сосуды, так же, как и милоградские, изготовлялись из глиняного теста с примесью дресвы и песка, но они — плоскодонные, с лощеной поверхностью, с насеч­ками или защипами по краю венчиков.
В последнее время начато изучение зарубинецких памятников позднего этапа, т. е. II—V вв. н. э. (П. Н. Третьяков, Л. Д. Поболь).
На территории Мозырщины известно 75 селищ раннего железного века, относящихся к разным периодам. Чтобы определить принадлежность племен раннего железного века к той или иной народности, изучают гидронимы — названия рек, дошедшие из древности до наших дней. Пока что специальный языковедческий анализ дает возможность определить гидронимы начиная от первых веков до нашей эры, для более древних он еще бессилен.
Установлено распространение балтийских гидронимов по северу Мозырщины, а единичные попадаются и южнее Припяти (река Оресса, Нересна — приток Уборти, озеро Найда). Большая же часть Мозырщины, как и Припятского Полесья, в целом принадлежала славянским племенам (Уборть, Турья, Словечна, Горынь, Ствига-Светловодка, Ипа). Есть и общеиндоевропейские гидронимы — Днепр, Припять, Птичь, Стырь.
Можно полагать поэтому, что юг Полесья и Мозырщииа в том числе входили в ту территорию, на которой фор­мировались славяне. Лишь по северу этой территории им предшествовали балты, родственные славянам.
Ученые пытаются доказать принадлежность культур железного века к славянским ретроспективным методом, то есть идя от заведомо славянских памятников X—XII столетий в глубь веков. Преградой явилось то, что длительное время поселения VI—VIII вв. оставались неизвестными. Однако в 1932 году во время раскопок около Петрикова впервые были обнаружены славянские жилища-полуземлянки с печами-каменками внутри. В 50-е годы крупное славянское селище и городище были изучены возле д. Хотомель, недалеко от р. Горыни (Ю. В. Кухаренко, И. П. Русанова).
Здесь обнаружены сосуды так называемого пражского типа, или типа Корчак, — горшковидной формы, с невысокими отогнутыми венчиками, узким дном, изредка орнаментированные вверху волнистыми линиями. Эти сосуды по форме и орнаменту такие же, как горшки, выявленные при раскопках древнерусских городов и курганов.
В это время славяне переходили уже от подсечного зем­леделия к пашенному. Об этом свидетельствуют железные наральники-сошники, найденные в поселении; 3/4 всех выявленных здесь костей принадлежало уже домашним животным.
Умершие по-прежнему подвергались кремации, останки сгребали в ямы, куда ставили погребальные урны. Первые кладбища с такими захоронениями, называемые полями погребений, были найдены возле города Турова в 1927 г. А. Д. Коваленей и С. С. Шутовым.
В 1960 г. и несколько позднее на Мозырщине было найдено еще несколько раннеславянских поселений — селища у д. Новоселки Петриковского района, на р. Турье западнее д. Слободки и на западном берегу оз. Литвин возле д. Юревичи Калинковичского района. А на северном берегу оз. Горки возле д. Шарейки, на левом берегу Ствиги около д. Семурадцы обнаружены могильники древнеславянских племен. Такие памятники пражского типа — явление общеславянское. Вероятно, они принадлежали предкам древлян и дреговичей, живших к востоку от р. Горыни. Полагают, что часть славянских племен появилась к северу от Припяти после тяжелого аварского нашествия, в результате которого дулебский союз племен распался. Об этом, возможно, говорят названия сел Дулебы, встречающиеся даже на Березине.
Уровень развития производства, достигнутый восточными славянами в VI—VIII столетиях, привел к замене первобытнообщинных отношений другими, основанными на эксплуатации чужого труда. Яркая характеристика этого социального процесса дана Ф. Энгельсом. «Богатство быстро возрастало, но как богатство отдельных лиц; в ткачестве, в обработке металлов и в других ремеслах, все более и более обособлявшихся друг от друга, во все возраставшей степени увеличивалось разнообразие и совершенствовалось мастерство производства (…) Столь разнообразная деятельность не могла уже выполняться одним и тем же лицом; произошло второе крупное разделение труда: ремесло отделилось от земледелия».
Производственные отношения перестали совпадать с родовыми. Возникла сельская территориальная община.
Развитие ремесленного производства вызвало увеличение населения и рост экономического значения отдельных поселений, превратившихся к X—XI вв. в города. Как города, так и крупные сельские поселения окружаются укреплениями. Появляются городища, типичные для эпохи феодализма. На территории Мозырщины известно более 40 таких городищ и несколько селищ (последние почти не изучались).
Городища обычно располагались на мысах и ограждались рвом и валом. Площадь городищ — в среднем около гектара, но были и большие. Так, городище в д. Юревичи занимало площадь около 6 га, ограждалось прямым валом с востока и обрывами с остальных сторон. Внутри него подковообразный вал отделял, вероятно, замок-детинец площадью до 1 га.
Высота валов и глубина рвов доходили иногда до 4—6 м. Встречаются и городища-убежища овальной формы, расположенные на небольших возвышенностях среди болот и лесов Мозырщины. В XII—XIII веках мысовые городища защищались уже либо подковообразным валом и рвом, либо имели более сложную систему укреплений.
Недалеко от городов располагались другие городища, селища, курганные могильники. С курганами-памятниками, часто встречающимися на Мозырщине (известны в 113 местах), связаны легенды и предания. Курганные группы, как правило, небольшие. Лишь некоторые из них насчитывают по 50 и более курганов. Такие большие курганные группы расположены у дд. Микуличи Брагинского, Вашощицы, Лесковичи, Глинница, Комаровичи Петриковского, Лешня, Скрыгалово Мозырского, Мальцы Наровлянского районов. Высота курганов полушаровидной формы составляет в среднем 2—3 м, а изредка достигает 4—5 м. Есть и чуть заметные, расплывшиеся, высотой в 0,5 м. Обычно вокруг курганов хорошо заметны ровики. Иногда славянские курганы насыпались около курганов бронзового века. Последние имеют большой диаметр при меньшей высоте и более расплывчаты по очертаниям. Быт, нравы и обычаи древних славян подробно описаны в ряде научных работ.
Насыпка курганов над погребениями вплоть до XIII века свидетельствует о длительном сохранении языческих представлений у местного населения. Оно упорно противилось распространению православия, начало которому было положено в 988 году. Названия некоторых населенных пунктов донесли до наших дней имена языческих богов: Волосовичи (Волос — бог скота) под Озаричами, Яриловичи (Ярила — бог солнца) южнее Гомеля и др. Языческими верованиями могут быть объяснены легенды, сложенные по поводу больших камней-валунов около д. Гурины Мозырского района, крупного валуна из красного гранита около д. Булавки Калинковичского района, о «провалившихся» церквях, а также красочный праздник Купалы, скорбь Радуницы, некоторые черты народного свадебного обряда и т. п. Остатки древних традиций можно обнаружить и в белорусских народных орнаментах.
Раскопки курганов длительное время велись лишь кладоискателями. О курганах складывались легенды. Их до сих пор в народе называют «копцами», татарскими, шведскими, французскими могилами. На самом деле курганы насыпали еще за несколько веков до монголо-татарского нашествия. Население упорно сохраняло свои старинные обычаи и продолжало насыпать курганы, несмотря на запреты христианской церкви.
Только в конце прошлого века благодаря трудам В. 3. Завитневича (сын Скрыгаловского священника, профессор Киевской духовной академии), курганы Мозырщины были подвергнуты научным раскопкам. Позднее они изучались многими исследователями. Оказалось, что на Мозырщине большинство курганов насыпалось над умершим, которого клали прямо на землю. Лишь треть курганов содержала захоронения в ямах, глубина которых достигала иногда более 1 м. Покойника клали в вытянутом положении на спину, головой на запад. Возле скелетов иногда находят остатки гробов-домовин, изготовленных из четырех плах, сбитых по углам грубыми гвоздями. В курганах конца IX и X вв. еще встречаются трупосожжения, здесь находят глиняные сосуды, вылепленные без помощи гончарного круга. Позднее был обычай подсыпать на место захоронения золу и уголь из домашнего очага. Захоронения в ямах рас­пространяются лишь с середины XII в.
Но не по всей Мозырщине эволюция погребального обряда протекала таким образом. В ее восточной части сохранялся обычай трупосожжений (влияние племен радимичей). Курганы с захоронениями в урнах по такому обряду найдены в Хойникском районе у дд. Пожарки, Шкураты. У д. Малейки Брагинского района в курганах найдены столбы, на них, вероятно, ставились урны. Интересно, что о таком виде захоронений упоминают и летописи. Трупосожжения обнаружены в курганах у д. Автюки Калинковичского района. Зато севернее линии Слуцк — Волосовичи — Лоев наряду с трупосожжениями был обычай сооружать над могилами срубы-теремки, называемые по летописи «буда».
Больше вещей находят в курганах с захоронениями на почве, остальные курганы бедны находками. Среди найденного много украшений — бус, височных колец, перстней, браслетов. Изредка попадаются наконечники копий и топоры, оковки от деревянных ведер и огнива, ножи и поясные пряжки. Однажды нашли даже небольшие весы, а в курганах около д. Юревичи — трехбусенные киевские серьги, дреговичскую зернистую филигранную (из тонкой проволоки с напаянными шариками) бусину. Для дреговичей, помимо филигранных бусин, считают характерными полутораоборотные перстнеобразные височные кольца, некоторые особенности обряда погребения. Археологические данные подтверджают запись, сделанную в «Повести временных лет»: «А друзии седоша межю Припетью и Двиною и нарекошася дреговичи».
Памятники материальной культуры, имеющиеся на Мозырщине, являются единственным и ценнейшим источником по древней истории Белоруссии, раскрывают многие важные события древности, в том числе и такое, как образование древних славян.
Минуло много тысячелетий, но до наших дней дошли изделия рук человеческих — орудия труда, обломки сосудов, следы поселений. И они повествуют о событиях дале­кого прошлого — того времени, когда жизнь была короче и труднее и на долю человека выпадало много невзгод и лишений.
Из века в век шел человек по пути от неведения и мрака к сегодняшнему дню. Об этом нелегком пути повествуют нам и памятники материальной культуры, обнаруженные на Мозырщине. Сохранение и изучение их — важная задача общественности республики.

Автор: В.Ф. Исаенко
Источник: Древняя история Восточного Полесья; Бел. добровол. о-во охраны памятников истории и культуры, Бюро пропаганды. — Минск: Полымя, 1975.

Популярные сообщения

Изображение

Именные списки репатриированных граждан СССР прибывших на Винниковский сборно-пересыльный пункт г. Винники (Украина) и отправленных на сборно пересыльный пункт Полесской области (Беларусь) от 31 июля по 11 сентября 1945 года

Изображение

Список советских граждан насильственно угнанных в немецкое рабство в период временной оккупации немцами Юровичского с/совета, Калинковичского района, Полесской области, БССР

Изображение

Акты расследования злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками против советских граждан при оккупации территории Ельского района от 14 декабря 1944 по 14 февраля 1945 гг.