Санитарное состояние земских школ Мозырского уезда, Известия Мозырского Совета Рабочих и Солдатских депутатов от 25 августа 1917 года
Мозырская
Уездная Земская Управа произвела в 1913 году анкетное исследование санитарного
состояния земских школ Мозырского уезда, разработанное врачом М. А. Рутковским.
В уезде в 1912/3 учебном году было 98 земских училищ, так что одна школа
обслуживала в среднем 254 человека населения и 145 квадр. верст. Считая по
переписи 1897 г. в уезде до 40000 детей школьного возраста (15% населения),
земские школы с 5720 учащимися обслуживали 1/7 детей школьного возраста.
Собственные здания имели только 22 школы, а большинство находилось в наемных
помещениях. Только 6 школ имеют по десятины земли, а Ремезовская школа даже 3
десятины. При 64 школах есть земля в незначительном количестве. Большая часть
школ огорожена изгородью, которая в исправном состоянии только в 41 школе, 32
школы изгороди не имеют. Все школы помещались в деревянных зданиях, из них 16 —
в собственных, и только 2 школы имели кирпичные здания. Стены зданий в 29
школах хорошие, в 44 удовлетворительные и в 25 школах стены гнилые со щелями,
пропускающими ветер и мороз. В 28 школах фундамент хороший, в 31
удовлетворительный и в 30 школах в неисправном состоянии. Помещения 54 школ сухие
и без промерзания стен, а в 35 школах сырость и промерзание стен. В хорошем состоянии
полы только в 18 школах, в удовлетворительном — в 38 школах, и в 42 школах полы
совершенно неудовлетворительные. Печи вполне исправны в 19 школах, в
удовлетворительном состоянии в 30 школах и в 49 школах нуждаются в капитальном ремонте,
так как дымят, полопались, плохо нагреваются и не держат тепла. Вследствие
неисправности печей температура в классных комнатах 5 школ держится между 5° и
10°, в 20 школах температура не спускается ниже 10°, в 67 школах бывает не ниже
15°, а в 6 школах она поднимается до 20°, т. е. как в бане. То же самое явление
наблюдается в учительских квартирах. Высота классных комнат такова: в 13
школах—3 1/2 арш., в 61 школе — 4 арш., в 18 — 5 арш., в 6 школах от 5 1/2 до 6
аршин. Таким образом только 25% классных комнат имеют нормальную высоту.
Количество света в классах недостаточно. По гигиене площадь света должна
относиться к площади пола, как 1:3-5, и не менее, как 1:10. Только в 34 школах освещение
классов удовлетворительное, в остальных 59 школах освещение классов не
удовлетворяет самых минимальных требованиям гигиены. Воздуха в классах тоже не
хватает. По школьной гигиене необходимо от 10 до 12 куб. арш. воздуха на одного
ученика. Между тем в 55 школах на одного ученика приходится от 2 до 5 куб. арш.
воздуха, в 34 школах от 5 до 10 куб. арш. Вентиляция школ неисправна. В 32
школах имеется только по одной форточке, и 33 школы имеют по 2—5 форточек. Раздевальни
есть в 34 школах, а 64 школы не имеют вовсе раздевален. 39% школьных парт
совершенно неудовлетворительны и притом парты преимущественно многоместные.
Вода для питья имеется во всех школах, при чем она хранится в оцинкованной посуде в 40 школах, в жестяной в 39 и в деревянной в 26 школах. Качество воды в 76 школах удовлетворительное, в 20 школах—хорошее и в 2 школах неудовлетворительное, хотя качественного анализа воды не производилось. В 44 школах имеются собственные колодцы, из которых 24 имеют воду плохого качества. Колодцы необходимо исправить.
Удовлетворительные отхожие места есть только в 28 школах, в 46 школах не имеются отхожих мест.
Ночлежные комнаты имеют только 8 школ. Поэтому из 5720 всех учеников на детей соседних селении приходится только 568, т. е. 1%. По вопросу о состоянии здоровья учащихся оказалось: в 48 школах 186 человек или 3,26% трахоматозных, в 38 школах 102 человека (1,78%) чесоточных и 62 ученика (1%) туберкулезных. В 16 школах наблюдались эпидемии: корь, скарлатина, тиф, чесотка и дифтерия. Отмечаю также в некоторых школах поголовное страдание детей конъюнктивитом и золотухой. Таким образом главные недостатки школ следующие: 1) непригодность многих из них по причине сырости; 2) отсутствие света; 3) теснота и недостаток воздуха; 4) плохое устройство полов и печей; 5) отсутствие отхожих мест; 6) отсутствие ночлежных комнат; 7) плохое устройство парт; 8) отсутствие раздевален; 9) отсутствие хорошей питьевой воды.
Составители анкетных листов выразили пожелания: 1) введение в школах плевательниц; 2) устройство теплых завтраков в 19 школах, в которых много учеников из соседних деревень.
К сожалению, ценные выводы этого обследования не были предложены на рассмотрение земского собрания, которое поэтому и не выработало никаких общих мер к улучшению санитарного состояния школ, и земские школы остались в первобытном антисанитарном состоянии.
В течение 6-летней деятельности столыпинского земства было сделано очень мало для улучшения школьных зданий, и только в 1913 году земство построило два новых здания земских училищ в дер. Березовке и Кустовнице и в дер. Великом Малышеве приобретён был новый дом с усадьбой под училище. Земская Управа произвела капитальный ремонт зданий следующих земских училищ: Ельского, Мелешковичского, Михалковского, Ольшанскаго, Прудковского и Хустенского. Вот и все. Таким образом старое земство оставило новому волостному земству тяжелое наследство в виде земских училищ, большинство которых находится в антисанитарном состоянии и угрожает здоровью будущего поколения граждан, деятелей свободной России.
Вода для питья имеется во всех школах, при чем она хранится в оцинкованной посуде в 40 школах, в жестяной в 39 и в деревянной в 26 школах. Качество воды в 76 школах удовлетворительное, в 20 школах—хорошее и в 2 школах неудовлетворительное, хотя качественного анализа воды не производилось. В 44 школах имеются собственные колодцы, из которых 24 имеют воду плохого качества. Колодцы необходимо исправить.
Удовлетворительные отхожие места есть только в 28 школах, в 46 школах не имеются отхожих мест.
Ночлежные комнаты имеют только 8 школ. Поэтому из 5720 всех учеников на детей соседних селении приходится только 568, т. е. 1%. По вопросу о состоянии здоровья учащихся оказалось: в 48 школах 186 человек или 3,26% трахоматозных, в 38 школах 102 человека (1,78%) чесоточных и 62 ученика (1%) туберкулезных. В 16 школах наблюдались эпидемии: корь, скарлатина, тиф, чесотка и дифтерия. Отмечаю также в некоторых школах поголовное страдание детей конъюнктивитом и золотухой. Таким образом главные недостатки школ следующие: 1) непригодность многих из них по причине сырости; 2) отсутствие света; 3) теснота и недостаток воздуха; 4) плохое устройство полов и печей; 5) отсутствие отхожих мест; 6) отсутствие ночлежных комнат; 7) плохое устройство парт; 8) отсутствие раздевален; 9) отсутствие хорошей питьевой воды.
Составители анкетных листов выразили пожелания: 1) введение в школах плевательниц; 2) устройство теплых завтраков в 19 школах, в которых много учеников из соседних деревень.
К сожалению, ценные выводы этого обследования не были предложены на рассмотрение земского собрания, которое поэтому и не выработало никаких общих мер к улучшению санитарного состояния школ, и земские школы остались в первобытном антисанитарном состоянии.
В течение 6-летней деятельности столыпинского земства было сделано очень мало для улучшения школьных зданий, и только в 1913 году земство построило два новых здания земских училищ в дер. Березовке и Кустовнице и в дер. Великом Малышеве приобретён был новый дом с усадьбой под училище. Земская Управа произвела капитальный ремонт зданий следующих земских училищ: Ельского, Мелешковичского, Михалковского, Ольшанскаго, Прудковского и Хустенского. Вот и все. Таким образом старое земство оставило новому волостному земству тяжелое наследство в виде земских училищ, большинство которых находится в антисанитарном состоянии и угрожает здоровью будущего поколения граждан, деятелей свободной России.
Максимов.