Дорога вела в Санкт-Петербург. Копач М. Народный голос от 25 февраля 1998 года

Дорога вела в Санкт-Петербург

Представим себе территорию нынешнего Ельского района в первой половине XIX века, еще недавно (1793 г.) вошедшую в состав Минской губернии Российской империи после второго раздела Польши. Крайне редкие, небольшие населенные пункты среди труднопроходимых болот и лесов, относящиеся к Скороднянской, Михалковской и Мелешковичской волостям Мозырского уезда, связывали дороги с многочисленными бродами и лесные тропы.

Для ускоренного освоения новых территорий и связей с Российской столицей по заданию правительства силами крестьян и воинских частей в самом начале века была проложена почтовая и военно-коммуникационная дорога Санкт-Петербург — Мозырь — Овруч и далее на Волынь и Подолию. (В современных границах района — через Санюки — Ельск — Вишеньки — Чертень — Кузьмичи — Скородное). По прямой линии был вырублен лес, через понижения на местности насыпаны гребли, через болота — проложены деревянные настилы — гати. По обе стороны проезжей части дороги выкопаны канавы и посажены березы. Позднее дорога подчас меняла направление, выбирались наиболее лучшие места. Об этом еще и сегодня свидетельствуют следы дорог недалеко от деревень Чертень и Некрашовка, в названиях урочищ «Стары шлях», «Града». Контроль за состоянием дороги осуществляли офицеры дорожной службы Российской армии, проживавшие в Мозыре.

Вот некоторые данные о новом почтовом тракте, проходившем через весь Мозырский уезд: дорога первого разряда, общая длина по уезду — 158 верст, мостов — 20 в 199 саженей, гатей — 36 длиной в 5 верст 242 сажени. Из 11 почтовых станций, находившихся на территории уезда, три в пределах современной Ельщины: Каролин, Кузьмичи и Скородное. На станциях было по три пары служебных лошадей. Содержание каждой лошади государству обходилось в 150 рублей в год. О штатах обслуживающего персонала станций сведений не нашли, нопонятно, что были и станционные смотрители, и ямщики. В ряде мест: Каролине, Вишеньках, Некрашовке, Кузьмичах для проезжих были построены корчмы и постоялые дворы.

Вот как выглядела лучшая в то время дорога в описании путешественников: «...От Екимовой Слободы (территория нынешнего Светлогорского района) через Мозырь на Волынь дорога носит название Волынского тракта. Местность болотистая, лесная и малонаселенная, на которой разбросаны отдельные группы печальных невысоких холмов; по таким-то холмам, несколько возвышенных над общим уровнем страны, пролегает почтовая дорога, имеющая вследствие этого грунт песчаный, несчетных речек и безымянных ручьев, весной и осенью разливающихся и заливающих эту дорогу... Вся дорога до крайности утомительна, а весною и осенью даже непроходима, по крайней мере для тяжестей...» — писал П. М. Шпилевский в 1858 г. в книге «Мозырщина».

И еще одна картинка из записок путешественников и исследователей Полесья: «...Проезжая по плохим дорогам Полесья, то покрытым глубоким песком, то тянущимся по болоту, нередко видишь убогие деревеньки, которые вызывают невольное чувство жалости. Сиротливо ютятся низенькие и покосившиеся, плохо выбеленные и кое-как сколоченные избушки с крошечными окнами. Иные деревушки поместились среди болота гораздо ниже дороги, которая идет по непрерывной гати. Есть и такие поселения, до которых летом почти невозможно добраться иначе, как на лодке, на что требуется иногда много времени для плаванья по безлюдным, непроходимым болотам. Кое-где у самой дороги виднеется унылое кладбище с кривыми деревянными крестами, стоящими на бедных могилах...»

Поскольку описываемая дорога была единственным прямым путем из ряда губерний России в столицу — Санкт-Петербург, по ней постоянно ехали государственная почта, чиновники, передвигались войска, а иногда и именитые путешественники. Документально установлено, что в апреле 1828 г. через Мозырь и Овруч проехал на Южную Украину Император России Николай Первый с семьей. Есть предположения, что в начале века дорогой пользовался великий полководец М. И. Кутузов, имение которого находилось на Житомирщине. Вполне возможно, что и А. С. Пушкин из своей южной ссылки в Бессарабии и Таврии мог ехать в столицу этой дорогой.

А вот еще исторический факт о событиях далекого прошлого. 6 июня 1831 г. отряд восставшей польской шляхты под руководством Мозырского помещика Феликса Каневича захватил на Волынском тракте почтовые станции в Михалках, Каролине и Кузьмичах. Здесь они разоружили группу военных Российской армии, взяли ее в плен. Пополнивши отряд за счет Каролинских шляхтичей 11 июня Каневич пытался вести наступление на Мозырь, но после краткого и жестокого столкновения с регулярными войсками восставшие были разбиты и вынуждены отступить на одну из своих баз...

Шли десятилетия. Вдоль дороги появлялись новые поселения людей. В ряде деревень были открыты школы, лавки, небольшие предприятия. Вот сведения из книги «Волости и важнейшие селения Европейской России», изданной в Санкт-Петербурге в 1886 г.

«Михалковская волость: Михалки —дворов 21, жителей 168, от уездного центра 14,5 верст, волостное правление, церковь православная, почта, школа, мельница, винокуренный завод;

Каролин — местечко, дворов 44, жителей 272, православная церковь, синагога, школа, почта, винокуренный завод, три лавки;

Мазуры — дворов 2, жителей 16, кожевенный завод, водяная мельница.

Скороднянская волость: Скородное — дворов 40, жителей 270, от уездного центра 67 верст, волостное правление, церковь православная, еврейская школа, почта, лавка; Кузьмичи — дворов 26, жителей 222, церковь православная, почта».

Для сравнения сведений по некоторым из вышеприведенных населенных пунктов почти через 40 лет в 1924 г.: Ельск — местечко, дворов 269, жителей 944; Кузьмичи — село, дворов 137, жителей 769; Скородное — село, дворов 155, жителей 838. Жизнь не стояла на месте...

В годы первой мировой войны, когда Полесье около 4-х лет находилось в прифронтовой полосе, затем в годы гражданской войны, где территория современной Ельцины до десяти раз переходила из рук в руки — описываемая дорога постоянно использовалась войсками воюющих сторон. С немецкими, петлюровскими и польскими захватчиками, бандами Булак-Балаховича здесь неоднократно проходили кровавые схватки Красной Армии и полесских партизан.

Через 100 с лишним лет старинный Волынский тракт окончательно потерял свое значение. В годы первой мировой войны (1916 г.) была срочно проложена железная дорога Калинковичи—Коростень, еще через 10 лет – шоссейная дорога Мозырь-Овруч. А прежняя, так много повидавшая почтовая и военно-коммуникационная дорога местами заросла лесом, исчезли мосты, сгнили гати. И только еще кое-где сохранившиеся березы, придорожные канавы напоминают о былом ее величии. А это наша история, наша память...

Копач М.

Популярные сообщения

Изображение

Именные списки репатриированных граждан СССР прибывших на Винниковский сборно-пересыльный пункт г. Винники (Украина) и отправленных на сборно пересыльный пункт Полесской области (Беларусь) от 31 июля по 11 сентября 1945 года

Изображение

Список советских граждан насильственно угнанных в немецкое рабство в период временной оккупации немцами Юровичского с/совета, Калинковичского района, Полесской области, БССР

Изображение

Акты расследования злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками против советских граждан при оккупации территории Ельского района от 14 декабря 1944 по 14 февраля 1945 гг.