Описание Мозырского и Речицкого уездов из книги "Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Т. 9 : Верхнее Поднепровье и Белоруссия : [Смоленская, Могилевская, Витебская и Минская губернии]." 1905 год

За ст. Лахвой железный путь идёт уже по Мозырскому уезду и достигает в 26 в. от сея ст. Микашевичей, грузящей до 850 тыс. пуд. лесных грузов.

Вер. в 13 к северу от Микашевичей лежит м. Ленино. Последнее расположено у р. Случи. До XVII в. оно принадлежало кн. Олельковичам поколения Ольгерда. В местечке есть церковь Рождества Богородицы, деревянная, построенная прихожанами, и становая квартира. Вер. в 27 к с.-в. от Ленина, при впадении р. Морочи в Случь по дороге в м. Старобино расположено с. Морочь. Окрестности села безлюдны, глухи и носят характер Полесья; лугов, зверей и рыбы имеется в изобилии. В селе есть Успенская церковь, бывшая монастырская, деревянная, построенная в 1838 г. прихожанами; здесь был прежде униатский монастырь, время основания которого неизвестно; монастырь был упразднён в 1817 г. Между Лениным и Морочью у р. Случи с правой стороны расположен вряд невысоких холмов. Эта группа холмов является как-бы перешейком между болотами, пересекаемыми Ланью и Морочью с одной стороны, и обширными недоступными болотами у озера Князь или Жид — с другой.

В 25 в. за Микашевичами на Брестско-Брянской железной дороге, находится ст. Житковичи, грузящая до 280 тыс. пуд. лесных грузов и расположенная близь одноимённого села с православной Троицкой церковью, построенной помещиком Еленским, и сельской школой.

Вер. в 15 на север от ст. Житковичей лежит озеро Князь или Жид. Это наибольшее озеро в Мозырском узде занимает около 42 кв. вёрст и очень рыбно. Расположено оно среди болот, поросших лесом; дно песчаное, илистое, берега низкие, неприступные, на версту и более покрыты камышом. Ценность годового улова в озере определяется в 10.000 р.; здесь водятся главным образом щуки, окуни и ерши. Озеро Князь не соединяется ни с одной водной системой, а с северной стороны принимает в себя малую болотистую речку Яму. В зимнее время окрестные жители занимаются рыбной ловлей. В настоящее время озеро принадлежит нескольким владельцам, а в древнее время было во владении кн. Олельковичей-Слуцких; во второй половине XVII в. оно перешло к кн. Радивиллам, а в последнее время принадлежало Витгенштейнам. Среди озера находится много свай и камней под водою, о них рассказываются разные легенды. Так, рассказывают, что название озера произошло оттого, что один из кн. Слуцких, известных под именем Олельковичей, возненавидел своего брата и заточил его в построенный здесь замок; во время его заточения замок от необыкновенного разлития воды совершенно разрушился, и под его развалинами погиб князь. Другое название озера—Жид произошло, как говорят, оттого, что в озере водится исключительно такая рыба (кошерная), которая употребляется в пищу евреями, именно щука, окунь, ерш, а по другим рассказам—оттого, что в замке на озере жила фаворитка одного из Радивиллов— еврейка, которая также погибла, как погиб вышеупомянутый легендарный князь. Как-бы там ни было, но существующие до настоящего времени сваи на большом пространстве озера показывают, что здесь действительно была какая-то древняя постройка. У оз. Князь находится с. Пуховичи, расположено село в местности очень низменной, так что население, питающееся исключительно рыбой, весною, летом и осенью совсем отрезаны от сухопутного сообщения. В последнее время здесь была устроена канализация. В Пуховичах есть деревянная Николаевская церковь, построенная тщанием Слуцкого Троицкого монастыря и местными жителями. Из других селений вокруг озера Князь можно упомянуть Дьяковичи, Ляховичи и Князь-Озеро. Народ здесь некрасивый, приземистый, рыжий с небольшой растительностью, но честный и бескорыстный; говор грубый и представляет смесь малорусского, белорусского наречий и польского языка. Население усердно занимается обработкой земли и унаваживает ее благодаря обилию сенокосов и развитию скотоводства; зачастую здесь встречается по 50 голов скота на дворе. Сеется рожь, греча, а больше всего садится картофеля, причём крестьяне ухаживают весьма тщательно за своими полями, пропалывая их от сорных трав. Сплошных полей здесь нет: они разбросаны по островам среди болот. Обыкновенно крестьяне берут сохи на плечи и идут на острова по брёвнам, а волы идут по воде. Вспахав на острове землю и засеяв ее, они таким-же способом переходят на другой остров и т. д. Все острова связаны переходами, так-как лес здесь ничего не стоит. Пройдя на острова, крестьяне делают шалаши и разводят огонь, не угасающий во все время их пребывания на островах. Молотится хлеб также на островах, а зимою, когда подмёрзнут болота, зерно переносится в селения—в закрома.


Вер. в 20 к ю.-з. от ст. Житковичей по большой дороге, на правом берегу р. Припяти, в низкой, подверженной наводнениями местности лежит знаменитое в истории Северо-Западной Руси местечко, прежде город, Туров, на древних картах Tur, Tiwer, в латинских документах Turowia. Время основания Турова неизвестно; равным образом достоверно неизвестно, откуда именно произошло название Турова. У летописца Нестора рассказывается следующим образом о происхождении Турова. С пришествием в Полоцк кн. Рогволода варяг Тур явился в Туров и распространил свою власть над этим краем. Народное предание указывает здесь Тур-колодезь, в котором будто бы крестился Тур, и Турову гору относительно Тур-колодезя сохранилось предание, что при нападении татар он был забросан грудными младенцами, и в течении семи лет после этого вместо воды из него било женское молоко. Турова гора или насыпь находится вблизи Ильинской церкви; длина её—около 1/2 в., ширина — от 2 до 3 саж. Из прочих памятников древности здесь сохранился насыпной вал, обведенный рвами; по его положению можно судить, что в древности это был укреплённый пункт. Затем, по преданию, здесь был дворец, что подтверждается следами городища, и курган Кричев, относящийся вероятно к татарской эпохе. Около города был Борисоглебский собор — кафедра здешних епископов — и при нем монастырь, где спасался на столбе св. Кирилл Туровский, а позже, судя по преданиям, был и другой женский монастырь под названием Варваринского основанный женой Святополка Изяславича. В урочищах Городищ и Дворец сохранились остатки древних валов, а относительно урочища Семирядец, находящегося в 5 вер. от Турова, сохранилось воспоминание о древнем каменном кресте, приплывшем по реке. Когда жители хотели остановить крест, река будто бы покрывалась кровью. По-другому, весьма правдоподобному мнению, название Турова происходить от названия животного тур, так как в древности здесь водились туры в большом изобилии, и русские князья любили здесь на них охотиться. Но каково-бы ни было происхождение названия города, ясно, что Туров принадлежит к числу древнейших городов, существовал уже во второй половине X в. и в начале исторической жизни русского народа был одним из важнейших городов Туровского княжества в Северо-Западной Руси. Это княжество находилось в Припятском Полесье, в земле дреговичей. Начальная летопись кратко определяет территорию этой земли: „а друзіи сѣдоша межи Припѣти и Двиною и наркошася дреговичи". Дреговичи с первых-же страница, летописи являются отдельным, самостоятельным племенем, жившим своей самобытной жизнью. Как сложилось племя дреговичей, как затем возникли племенные особенности, — на это никаких данных нет; равным образом нет никаких данных и относительно Туровского княжества, границы которого могут быть указаны только приблизительно: на восток границы не доходили до рубежа дреговичского племени, так-как область дреговичского города Брагина в XII в. входила в состав Киевского княжества, а затем южная граница начиналась почти у устьев Припяти и продолжалась далее узкой полосой по южному берегу, приблизительно по нынешней границе Волынской губ. с Минской, т. е. до городов Дубна и Луцка; западная граница доходила до Берестья (Брест-Литовска) и Дорогичина: наконец область р. Березины, принадлежавшая полоцким князьям, была северной границей Туровского княжества и оставалась неизменной до слияния обоих названных княжеств с Литвою. Племенным центром — столицей дреговичской земли и был г. Туров; впрочем, позже, в XII в. рядом с Туровом выступил уже Пинск, а еще позже и Мозырь. В XIII в. Туров постепенно потерял свое значение и дошёл затем до положения обыкновенного местечка. Выше мы сказали, что дреговичи жили сначала самостоятельным племенем; впоследствии, однако они подпали под власть киевских князей, и вероятно тогда же и была учреждена в Турове православная епархия, служившая в течении значительного промежутка времени оплотом православия в край. В начале XI в. Владимир Св. выделил в удел Туровское княжество сыну своему Святополку, женившемуся на дочери Болеслава Храброго. Из сыновей Владимира Святополк был старше Вышеслава и Изяслава; между темь после смерти последнего Владимир перевёл на оставшийся новгородский стол Ярослава и таким образом нарушил права Святополка, а киевский стол Владимир думал предоставить любимому сыну Борису. Святополк, оскорбленный таким отношением к нему, заключил союз с Болеславом, но поход их против Владимира не удался. Святополк был заключён в тюрьму и только потом был выпущен, благодаря настояниям Болеслава; однако Владимир держал сына при себе, не давая ему удела. В 1015 г. Владимир умер. Святополк достиг своей цели — сделался киевским князем, подослав к своим братьям убийц; но в это время оставался в живых брат его Ярослав, княживший в Новгороде. Борьба между братьями закончилась победой Ярослава; вместе с другими волостями и Туровская перешла к нему. Еще при жизни своей Ярослав Мудрый разделил свои волости между сыновьями, причём Туровская волость была отдана Изяславу; ему-же после смерти брата Владимира достался и Новгород, а после смерти отца — и киевский стол. В дальнейшей своей истории Туров явился главным городом Турово-Пинской области и, подобно всем городам того времени, переходил из руки в руки, хотя, впрочем, с половины XII в., т. е. со времени перенесения великокняжеского престола из Киева во Владимир на Клязьме, в Туров утвердилась самостоятельная княжеская линия потомков Изяслава I — Юрий Ярославич и его преемники. В истории Турова интересна его судьба по отношению к, Пинску. Первоначально Пинск в политическом отношении быль пригородом г. Турова, не имел большого значения и зависел от Турова, но впоследствии, постепенно усиливаясь, к концу XII в. Стал самостоятельным уделом одного из Юрьевичей и затем далеко оставил за собой Туров, был значительно укреплён, так что в 1157 г. выдержал трёхмесячную осяду весьма сильного войска кн. Изяслава Давидовича. Приблизительно в это же время в Турове возникла кафедра особой епископии, из святителей которой замечателен проповедник св. Кирилл, известный под именем „второго Златоуста”; первым же епископом был Иоаким (1146 г.); позже, к концу XVI в. здесь насчитывалось до 80 церквей; таким образом Туров являлся рассадником христианства в Полесье; в 1440 г. епархия была перенесена из Турова в Пинск. Что касается затем XIII в., то вероятнее всего, что Турово-Пинская область сохранила свою независимость до конца "Этого века, хотя без сомнения находилась под значительным влиянием усилившейся Литвы. В первой половине XIV в. условия жизни Туровщины изменились: Турово-Пинское княжество вошло в состав литовско-русского государства. Литовцы были древними соседями русских; известны походы Владимира и Ярослава на Литву, относящееся к 983 и 1038 г. г., но это были набеги без особенной системы, и все дело только этим и кончалось; со стороны литовцев были такие же набеги, оканчивавшиеся только опустошением. Так дело обстояло в XI и почти до конца XII в. К концу ХП в. борьба стала более упорной, и если в летописи от XII до XIV в. и встречается имя Турова, то всегда при описаниях воин с Литвой. Все эти войны окончились в XIV в. тем, что Туров подпал под власть Литвы. По летописи так называемого Быховца завоевание Туровской области произошло следующим образом. Мстислав, князь луцкий и пинский, начал борьбу с кн. Скирмунтом, чтобы завладеть Черной Русью; тогда Скирмунт обратился с просьбой о помощи к князю Живинбунду, который и послал войско вместе со своим сыном Куковойтом. Союзники разбили на голову Мстислава, и побеждённый князь бежал в Луцк, а Скирмунт занял Пинск и Туров; есть, впрочем, и другие варианты этого рассказа. Затем Турово-Пинская область перешла в руки Наримунта Гедиминовича. С XV в. Туров принадлежал кн. Глинским, и когда кн. Михаил Глинский перешёл на службу к московскому в. кн. Василию Ивановичу, то хотел удержать ее за собой, но Василий признал Туров при заключении мира в 1508 г. достоянием польского короля Сигизмунда, а последней вместе с другими местечками отдал его гетману кн. Константину Острожскому, который и завещал его своей второй жене, урожденной Слуцкой-Олелькович. В конце XV и в первой половине ХVI в. Туров несколько раз подвергался нападениям татар; особенно большие бедствия были причинены городу их нашествиями в 1502 и 1521 г. В 1535 г. русские войска под предводительством кн. Фёдора Овчины-Телепнева-Оболенского опустошили всю Туровщину. Вовремя унии древни город Туров, как православный, принимал деятельное участие в восстании казаков, за что жестоко пострадал: гетман Януш Радивил в 1649 г. взял город штурмом, после чего устроил здесь резню казаков и жителей, принимавших участие в движении. Шесть лет спустя, во время войны между Польшей и 1 осени за обладание Малороссией, русские войска с кн. Волконским во главе появились под Туровом. Туровцы вышли к ним навстречу с иконами и дали присягу царю. После этого Туров пять лет еще оставался во власти русских, а снова был присоединён к Росси только в 1793 г. Вовремя присоединения частью Турова владели Соллогубы, а часть, принадлежавшая казна, была отдана в награду ген. Селагинову. Немного позже английские спекулянты купили часть Турова для эксплуатации естественных (лесных) богатств Полесья, но хищнический способ ведения дела повлёк за собою приказ имп. Павла о возвращении предпринимателям денег, а часть имения Соллогуба была взята в казну. После удаления английской компании русское правительство установило управление Тарковскими имениями, поручив его местным обывателям, но результаты были насовсем удачны. В последнее время местечко по частям принадлежало нескольким лицам. В настоящее время Туров представляет собою небольшое местечко с деревянными постройками; разделяется оно на три части - местечко и два предместья — Заятелье и Запесочье. Жителей в местечке 2.700 человек; занимаются они главным образом земледелием, а весною—сплавом леса по Припяти в низовья Днепра. В местечке две церкви. Одна из них — Преображенская, деревянная, построенная в 1800 г. прихожанами; начало этого прихода восходить к очень древним временам: по преданию, храм был первоначально построен еще в 900 г. варягом—христианином. Вторая церковь-Ильинская, построена в 1850 г. на счёт казны; начало этого прихода также скрывается в глубокой древности. При церкви есть училище для крестьянских детей. Кроме того, в Турове есть часовня на кладбище во имя всех святых, католическая каплица, при молитвенных еврейских дома, двуклассная церковная школа, сельская школа, почтовая станция, становая квартира, волостное правление, камера судебного следователя и мирового судьи, паровая мельница и пристань на р. Припяти, с которой отправляется всех грузов, считая в том числа и плоты, около 700 тыс. пуд. и прибывает более 50 тыс. пуд. В Турове бывают две ярмарки в году: 17 января и 29 июня. Жители местечка зажиточны, занимаются земледелием, рыболовством и сплавом леса.

В 5 вер. от м. Турова при р. Ствиги, в 6 вер. от впадения этой реки в Припять лежит упомянутое нами выше с. Семирядцы. Почва, здесь песчаная; население занимается земледелием, рыболовством и сплавом леса. Далее, при дороге в Давид-Городок лежит с. Семигостичи с церковью; жители села занимаются также земледелием, рыболовством и сплавом леса; имение принадлежало в последнее время Кеневичам. На север от с. Семигостичей лежит с. Ситница с православной Троицкой церковью; раньше село принадлежало кн. Витгенштейнам, а от них перешло к кн. Гогенлоэ.

В 31 в. за Житковичами на Брестско-Брянской железной дороги находится ст. Копцевичи, грузящая до 350 тыс. пуд. лесных грузов.

Вер. в 13 к ю.-з. от Копцевичей на р. Припяти лежит с. Дорошевичи. Имение Дорошевичи, как и лежащее к востоку от него с. Снядын, некогда принадлежало иезуитам, а с конца ХѴIII в. — Кеневичам. Здесь сохранился архив и много художественных произведений. На р. Припяти в Дорошевичах есть пристань, но особенного значения она не имеет. За Дорошевичами к западу на Припяти лежит пристань Переров, с которой отправляется до 140 тыс. пудов хлебных и лесных грузов. В 20 вер. к востоку от Дорошевич вниз по р. Припяти лежит древнее местечко Петриково. По преданиям, оно получило свое название от своего основателя, который хотел креститься под именем Петра. Неизвестно, когда Петриков перешёл во власть кн. Олельковичей, но надо полагать, что не ранее конца XV в. В Петрикове существовала крепость, построенная кн. Юрием Олельковичем. В 1572 г. местечко досталось в удел Александру, сыну названного выше кн. Юрия, прославившегося в истории победой над татарами под Руткой, а в XVII в. перешло по женской лини к гр. Ходкевичам. Петриковская крепость просуществовала, недолго; в 1535 г., во время войны в. кн. Василия IV с Сигизмундом войсками под предводительством кн. Овчины-Телепнева-Оболенского она была уничтожена; позже еще дважды казаки под предводительством Наливайка разоряли Петриков в 1595—96 гг. В 1776 г. Ходкевичи исхлопотали себе привилей у короля Станислава-Августа, на основании которого и по настоящее время в Петрикове собираются большие ярмарки для продажи и покупки рогатого скота, лошадей, рыбы и разных домашних изделий два раза в год — 20 июля и 1 октября. В Петрикове есть деревянный костёл Благовещения, построенный в 1638 г. Криштофом Ходкевичем, виленским Каштеляном, и женой его Софией, две православные церкви, из которых одна— Воскресения, построена в 1846 г., а другая — приходская св. Николая, бывшая униатская, существует с 1772 г. В местечке имеются также сельская школа, становая квартира и еврейская синагога. Имение Ходкевичей заключает в себе 720 волок хорошей земли и много лугов, винокуренный завод и мельницы. Местечку также доставляет значительный доход рыболовство. В Петрикове насчитывается до 400 дворов и свыше 3.000 жителей, которые занимаются главным образом сапожничеством; вообще они отличаются промышленным и предприимчивым характером; некоторые из них имеют свои берлины и возят на них лес, а многие занимаются и рыбной ловлей. Между жителями кроме евреев есть раскольники, которые переселились сюда со времён Никона, патриарха московского. В Петрикове имеется пристань на Припяти, на которой выгружаются пароходы, идущие снизу. Всех грузов (хлебных и лесных) отсюда отправляется до 100 тыс. пуд., а прибывает сюда до 30 тыс. пудов.

В 33 в. за Копцевичами на Брестско-Брянской железной дороге находится ст. Птичь, при одноименной реке, грузящая до 750 тыс. пуд. лесных и отчасти хлебных грузов.

Вер. в 8 к ю.-з. от ст. Птичи при р. Припяти лежит упоминаемое в летописи древнее м. Скрыгалов. Первоначально Скригалов был королевским владением, а затем перешёл в частные руки; в ХѴШ в. он принадлежал Оскеркам, а в 1874 г. здешнее имение было куплено Карлом Шепеллером. Местечко имеет 102 двора и более 600 чел. жителей, почти исключительно евреев. Здесь происходят еженедельные торги, а на основании привилея Станислава-Августа от 28 мая 1782 г. собираются две ярмарки (9 мая и 6 декабря). В Скрыгалове есть деревянная церковь св. Николая, построенная Казимиром Оскерко, а также волостное правление и становая квартира. Жители — евреи занимаются торговлей, христиане же — земледелием, рыболовством, разными ремеслами и отчасти сплавом и леса. Имение заключает около 760 волок и богато лугами и громадными лесами: почва плодородная. Из исторических воспоминаний осталось известие об опустошении, произведённом в 1497 г. татарами в с. Скригалове, причём быль убит здесь митрополит киевский Макарий. В Скригалове есть пристань на р. Припяти, с которой отправляется всех грузов, считая в том числе и плоты, —около 500 тыс. пуд. 

К северу от ст. Птичи вер. в 15 расположено на р. Птичи довольно крупное местечко Копаткевичи или Копатковичи, в котором есть паромная переправа и водяная мельница. В прежнее время Копаткевичи были королевским имуществом, а. потом были отданы в ленное владение Еленьских. Здесь есть православная Покровская церковь, построенная прихожанами, а раньше был и деревянный католический костёл, построенный помещиком Еленским в 1796 г. В 1863 г. Копаткевичи были секвестрованы, а в 1868 г. пожалованы генералу Цилову. 

Выше м. Копаткевичей, по направлении к северу, невдалеке от р. Птичи, лежат на битой дороге деревни Заречка, Копцевичи, Лучицы и некоторые другие деревни. Копцевичи и Лучицы служат весной временными пристанями, с которых отправляются лес и различные лесные материалы.

За ст. Птичью железный путь переходит мостом р. Птичь, а затем в 13 в. от ст. Птичи, близь д. Михновичей вступает в Речицкий уезд, где и достигает, в 33 в. от ст. Птичи, ст. Мозыря, грузящей около 480 тыс. пуд. лесных и отчасти хлебных грузов и расположенной при м. Коленковичах.

В 12 вер. к ю.-з. от ст. Мозыря по почтовой дороге, на правом, возвышенном берегу р. Припяти расположен Мозырь — один из древнейших городов Западного края. Первые известия о нём относятся к половине ХII в. В. кн. Юрий Долгорукий, утвердившись на киевском столе в 1153 г. и заключив мир с Ольговичами Черниговскими, отдал Мозырь с областью Святославу Ольговичу, но вскоре Мозырь перешёл обратно к киевскому князю. По этнографическому составу своего населения и принадлежащей к нему области, Мозырь тянул к западу — к Турову и Пинску, ибо всю эту область населяли дреговичи. В древности Мозырь не занимал видного положения. Свою судьбу он делил с Туровом, переходившим от одного князя к другому и не успевшим вылиться в самостоятельное княжение: бывшие в Турове князья правили им только временно, в зависимости от киевского князя, а иногда от волынского, пока наконец не перешли в ХIII в. во власть литовских князей. Мозырь представляет собою крайний юго-восточный пункт Белорусского края: к юго-востоку от него находилось киевское княжение и свободолюбивая Украина с её борьбой с крымскими татарами, казацкими войнами, религиозными волнениями и пр. Этим положением Мозыря определяется его историческая судьба, как города, подвергавшегося частым разорениям, и значение его, как укреплённого пункта. Так, около Мозыря татары в 1227 г. победили литовцев, потом отряд их в 1241 г опустошил город. Крымские татары также несколько раз сжигали город: в 1497 и в 1521 г. он был сожжён перекопскими татарами тоже повторилось и в 1534 г. Вовремя казацких войн Мозырь, как королевский город, которым начиналась для украинцев Литва, много раз также подвергался разграблениям. Здесь упорно защищался известный Михненко против огромного королевского войска после того, как занял город, склонив на свою сторону его жителей; но Януш Радивилл, подступив со свежим войском, взял город и самого Михненка казнил. В половин ХVIII в. Мозырь несколько раз еще подвергался разорениям, так что в конце концов представлял собою одни развалины с немногими жителями, а потому и был освобождён ото всех замковых повинностей, которых и платить было некому. Вовремя частых войн через Мозырь, как королевское место, проходили вспомогательные войска казаков. Последнее, идя на защиту литовских земель, не раз сами же грабили их. Так, в 1595 г. здесь стоял гетман Полоус, казаки которого причинили много обидь и разорений окрестным жителям. Послы Мозырского повета не раз жаловались на убытки и насилия, причиняемые им и всем жителям повета казаками, которые появлялись здесь не только вовремя восстаний в большом числе, но также небольшими шапками в мирное время с целью грабежа. Кроме того, сами хлопы Мозырского уезда, хорошо знакомые всегда с положением дел на Украине, убегали туда, примыкали к казацким отрядам и возвращались назад. Чтобы прекратить эти сношения, в разное время было сделано на сеймах несколько постановлений о том, чтобы старосты и державцы королевских имений хватали людей, как приходящих для грабежа из Украины, так и тех, которые отправлялись туда, или возвращались оттуда с добычей. В таком смысле было сделано постановление на Волынском сейме 1593 г. вследствие заявления послов Мозырского повета. В ХVIII в. усилились волнения крестьян в некоторых местностях Западной России, особенно на Украине. В окрестностях Мозыря эти бунты отразились волнением крестьян в д. Каменщине и грозили целой Белоруссии. Волнения продолжались несколько лет и были усмирены войсками под начальством виленскаго воеводы Радивилла. В средние века в Мозырь был укреплённый королевский замок, расположенный на теперешней Спасской горе, и состоял, по обычаю того времени, из двух частей: собственно, замка, занимавшего вершину Спасской горы, и так называемого “паркана”, занимавшего прилежащую к горе местность, в которую входили теперешняя церковь св. Николая; с противоположной стороны замок занимал низ подошвы Спасской горы около Михайловского собора и нагорную местность за костёлом. Таким образом замок занимал возвышенную гору, господствующую над Припятью, но неудобство его состояло в том, что против Спасской горы находилась другая возвышенность, отделенная от первой небольшой долиной. В случае нападения неприятель, захватив противоположную гору, мог парализовать действия гарнизона замка. Гора, занятая замком, обрывиста с двух сторон; высота её над Припятью и рынком доходит до 20 сажень; с западной-же стороны от нынешнего Михайловского собора гора менее крута; с этой стороны был подъемный мост и ров в пять сажень шириной. Собственно, замок занимал пространство в длину 63 саж., а в ширину 28 саж. и состоял из четырёх башен в четыре деревянные стены; прочие же части были сделаны в три деревянные стены. Из зданий, находившихся собственно в замке, кроме двух домов в стене находилась церковь св. Спаса, помещение для городничего и разные кладовые. С восточной и южной стороны местность, где теперь находится церковь св. Николая, местность около Михайловского собора и пространство за костёлом были огорожены парканом, т. е. крепким высоким забором, составлявшим передовую часть укрепления. В черте паркана кроме других строений находилась церковь св. Николая. Существование Мозырского замка относится уже к концу XIV в.: в 1552 г. была сделана опись замка, в которой говорится, что замок построен 70 лет тому назад старостой Михаилом Гашным, хотя им мог быть только восстановлен раньше существовавший замок на основании новых систем тогдашнего времени. Вероятно, в Мозыре, как и во всех древнерусских городах, было укрепление и до этого времени. В половине XVI в., во время управления Мозырем Нарбута, замок был исправлен и переделан. Инвентарь замка указывает на то, что Мозырский замок представлял довольно значительное укрепление; в нём находилось пять больших орудий (..дѣлъ спижныхъ“), пять сарпатков (орудие меньшого калибра) и 53 гаковницы. Для орудий хранилось около полутораста снарядов и 268 пуль для гаковниц. Пороху хранилось 10 вёдер, 2 малых бочки и 10 фунтов, 1-1/2 бочки серы и 6 кусков свинца, каждый такой величины, что его мог поднять один человек. Таково было состояние замка в половине XVI в. К началу следующего столетия замок пришёл в упадок, а потому было постановлено отстроить его заново. По замковому инвентарю можно составить себе понятие о количестве населения г. Мозыря в половине XVI в., а также и о волостях, причисленных к Мозырскому замку. По обычаю, издавна установленному в литовско-русском государстве, для содержания королевских замков должны были работать не только мещане прилегавшего к замку города, но также и приписанные к замку волости, более или менее обширные, смотря по величине замка, и находившиеся под управлением старосты и городничего. К Мозырскому замку были причислены две волости — собственно Мозырская из 28 сел и Бчицкая из 14 сел. Кроме того, к ним для замковых работ присоединялись и крепостные окольных дворян. За исключением старост, городничего и его дьяков здесь было всего семь шляхетских дворян, два священника (Спасского и Михайловского прихода), четыре пушкаря, заведовавшие всем что относилось к замковым орудиям, шесть путных слуг, т. е. бояр низшего разряда (панцирных), служивших при замке в качестве курьеров, затем 217 мещанских дворов, 44 дворянских крепостных людей и 7 священнических крепостных. Таким образом все население состояло из 230 домохозяев и 51 хлопа. В фамилиях, поименованных лиц преобладает название „Прохожий”, что указывает на сборный состав населения города, находившегося на рубеже Белоруссии и Украины. Это незначительное тяглое население города вместе с волостями было обязано замку массою самых разнообразных работ и кроме того было обложено поземельным налогом. Вольности мещан состояли лишь в том, что они могли рубить дрова и строевой лес, а также и косить сено. Пахотной земли у них не было, так что они должны были или покупать землю, или арендовать ее у соседних селян. Впрочем, только 30 мещанских домов имели пахотную землю, за которую платили куничную дань по 7 грошей и 2 пенязя, т. е. около 45 коп. Остальные мещане не имели пахотной земли и платили только „поворотщину“, т. е. подворную дань по 1 грошу и 2 пенязя. Из внутренней жизни Мозыря можно отметить борьбу его жителей с униатами в первой четверти XVIII века. В это время, когда уния успела разрастись до наибольших пределов, борьба с нею была невозможна для частных лиц и даже городских общин, если не являлось покровителя в лице какого-нибудь сильного магната. Влияние и средства в польско-литовском государстве имели в то время наибольшее значение, и закон, столь строгий для лиц невлиятельных, мещан и хлопов, для можновладцев не был писан. Такими сильными покровителями православных мозырян явились в первой половине XVIII века православные тогда Оскерки—Антоний, каштелян новогрудский, и сын его Сервацій, староста мозырский, владевшие в Мозырском повете большими имениями, как напр. Копатковичами и др. В начале XVIII века в Мозыре утвердились базилиане с Тадеушем Янкевичем во главе с целью проповедования здесь католичества. Базилиане появлялись здесь, впрочем, и гораздо ранее, но не удержались, и по-видимому уния здесь до XVIII века еще не получила развития. Помещица Комаровская в 1620 г. пожертвовала базилианам с деревень Ляхович и Носович сумму в 10 тыс. злотых, каковая и была утверждена на сейм. Это пожертвование и дало возможность утвердиться здесь ревностным служителям папы. Но местное население относилось к ним крайне враждебно и нанесло целый ряд оскорблений монахам. Пользуясь поддержкою Оскерков, ландвойт мозырский Опока вступил в открытую борьбу с базилианами. Он выстроил сараи на церковной земле около самого кляштора базилиан, захватил их имения, собрав толпу мозырских рыбаков и крестьян, выловил в монастырских озёрах рыбу, забрал с лугов сено и т. д. Он же отнял у них церковь св. Николая и принадлежавшее ей пожалования, приказал сорвать универсалы митрополита Афанасия Шептыцкаго, потоптать их ногами и вообще, согласно жалобе базилиан, „позволял схизматикам быть схизматиками”. Сильные покровители православия — Оскерки даже выступали против базилиан на местных сеймах и однажды поддержали народное возмущение против их официала Янкевича. Последний явился к самому каштеляну новогрудскому, уговаривая его прекратить гонение на унию, но получил от него ответ: ...разве ты хочешь быть Иосафатом?” Если кто-либо из православных священников решался перейти в унию, Оскерки лишали его прихода. Так, священник Михайловской церкви за переход в унию был посажен в тюрьму, из которой вышел, объявив себя православным. Но когда оказалось, что он снова перешёл в унию, то Оскерки его изгнали из прихода и города. То-же самое они сделали и со священником в собственном их имени Копатковичах, против которого возмутился сам народ, узнав о переходе его в унию. Вообще ни унии, ни католицизму в Мозыре не везло, несмотря на все старания ксендзов. Старания эти выразились в том, что несколько раз утверждались монашеские ордена в Мозыре и строились костелы, — но миссии их не были удачны. Кроме монастыря базилиан здесь был иезуитски костёл в самом городе в 1730-хъ годах; в 1645 г. здесь утвердились бернардинские монахи старанием какого-то Стефана Лошка, и кроме того здесь-же существовал единственный в Литве монастырь мариавиток, основанный под городом в Кимбаровке ксёндзом Бенедиктом Рожанским в 1744 г. Что-же касается административного значения Мозыря, то исторический ход его развития в этом отношении выразился следующим образом. В 1413 г. получило начало Минское воеводство, в составе которого входил Мозырь. В 1500 г. Минское воеводство было разделено на три повета — Мозырский, Речицкий и Минский. По второму разделу Польши Минская губерния в 1793 г. отошла к России; из неё было образовано наместничество Минское из 13 уездов; одним из уездных городов и был сделан Мозырь. В настоящее время в Мозыре насчитывается 12.300 жителей, из них 4.100 православных, раскольников 70, католиков 620, протестантов более 20, евреев 7.300; по сословиям преобладают в городе мещане — 9.890 чел., затем крестьяне — 885 чел., купеческое сословие — 315, дворяне - 250, а затем следуют прочие сословия. Городские мещане занимаются торговлей, промышленностью и работами на пристани и по сплаву лесных материалов, а также по постройке и починке пароходов. В городе известны 3 церкви: Михайловская соборная, Спасская и Николаевская (все они упоминаются уже в половине XVI в.), католический костёл с чудотворной иконой Иисуса Христа, синагога и 10 молитвенных домов. В Мозыре имеется 3 завода —один спичечных коробок, другой пивоваренный и третий спичечный; рабочих на всех заводах — 565. Есть здесь также кузнечно-слесарная мастерская. Из учебных заведений Мозыря следует отметить шестиклассную прогимназию, одноклассное приходское училище с женской сменой и частное двухклассное женское училище. Затем в городе имеется больница на 15 кроватей, метеорологическая станция, типография, общество вспомоществования учащимся, телеграфная станция и пристань на Припяти, на которую прибывает свыше 100 тыс. пуд. хлебных грузов и с которой отправляется 800 тыс. пуд. лесных грузов. В городе собирается две ярмарки — 6 января и 6 августа; главным предметом ярмарочной торговли служат скот, лошади, хлеб, разные лесные материалы, рыба, смола и скипидар. Прежде Мозырь был торговым городом, а в настоящее время потерял свое значение, хотя и принимает участие в заграничной торговле лесом и хлебом. Дрова, смола и лесные продукты сплавляются к южным портам через Припять и Днепр, а дубовая клепка и строительный материал — через Припять и Огинский канал к балтийским портам. Доходы города достигают 21 тыс. рублей.

В 20 в. от Мозыря на запад, недалеко от вышеупомянутого м. Скрыгалова, у р. Прудка, правого притока Припяти, расположено с. Скрыгаловская или Михайловская Слобода с церковью, основанной в 1755 г. Казимиром Оскерко, и волостным правлением. В последнее время село принадлежало Казимиру Снядецкому. В имени числится 4.245 дес. В селе есть винокуренный завод. Почва в окрестностях урожайная, обилие лугов. Население занимается рыболовством. Громадные окрестные леса в настоящее время сильно вырублены. На юг от г. Мозыря на почтовой дороге в Овруч лежат незначительные селения Михали (15 вер.), Санюки (22 в.) и м. Ельск или Каролин (28 в.). Время основания местечка неизвестно; в начале XVI в. оно принадлежало французской семье Спадов, которые прибыли сюда из Франции во время религиозных преследований. Окрестности местечка носят характер Полесья; в местечке есть почтовая станция и Троицкая церковь, деревянная, построенная помещиком Казимиром Оскерко. Далее к югу вер. в 23 от Ельска лежит с. Кузьмичи с Троицкой церковью, а за ним к западу, вер. в 13 от Кузьмичей, у границы Волынской губ. расположено с. Скородное при р. Словечно. В последнем селе есть приходская церковь св. Дмитрия, сельская школа и почтовая станция. В половине XIV в. Скородное принадлежало Тышкевичам, а в последнее время — Адамовичам. Почва в окрестностях местечка песчаная. Население Скородного занимается гонкой смолы и рыболовством.

Мозырский уезд занимает площадь в 14.196 кв. вёрст с населением 181 тыс. душ (12 жит. на кв. версту). Площадь его низменна за исключением возвышенного близь Мозыря правого побережья р. Припяти. Почва песчаная и болотистая за исключением возвышенных окрестностей Мозыря, где она серая суглинистая, и окрестностей Турова, где она суглинистая. Леса занимают около 40% всей площади уезда (более 500 тыс. десятин), болота —около 34% (430 тыс. дес.), пашни — около 17% (215 тыс. дес.), луга и выгоны — более 8% (110 тыс. дес.). Главные занятия жителей — земледелие, лесные и судовые промыслы.

К ю.-в. от Мозыря вер. в 20, вниз по Припяти, в Речицком узде, недалеко от этой реки с левой стороны её, при почтовой дороге из Лоева в Мозырь, в красивой местности расположено местечко Юревичи; это оазис среди глухого и топкого Полесья Речицкого уезда. С 1726 г. литовские иезуиты имели здесь свою миссию и великолепный костёл; после иезуитов были бернардины, а с 1866 г. костёл был обращён в православную церковь. В 1778 г. местечко получило привилей от короля Станислава-Августа.

От Юревичей вер. в 5 на юго-запад, в западной части уезда, за р. Припятью лежит местечко Барборов, а южнее, вер. в 12 от Барбарова —местечко Наровля; оба местечка служат пристанями на р. Припяти. Барборов расположен при соединении р. Солокучи с Припятью. В местечке находится православная Успенская церковь, построенная помещиком Оскерко и прихожанами в 1779 г., и католическая часовня. Лет 40 тому назад Алексей Горват построил здесь громадный дворец, который славился на всю губернию. В крепостное время в Барбарове смолокурни были главным источником доходов владельцев. Почва в окрестностях состоит из серых лесных суглинков и в сухое лето довольно урожайна, а в мокрое, задерживая излишнюю влагу, причиняет сильный ущерб хозяйству. Зверей и рыбы очень много, а дерево из соседних пущ сплавляется в Одессу, Николаев и прочие порты Чёрного моря. С Барбаровской пристани вывозится всех грузов вниз до 250 тыс. пудов. Немного (3 в.) южнее Барбарова, по левой стороне р. Припяти на заливах лежит с. Обуховщина, издавна принадлежавшая Обуховичам. Местность здесь богатая лугами и рыбой. Имение это теперь куплено крестьянами. Следующее достойное внимания поселение у р. Припяти в Речицком узде — м. Наровля в 11 вер. к ю. от Барбарова. Жителей здесь около 300 чел. В местечке есть православная Иоанна-Богословская церковь, синагога и училище. На р. Припяти имеется пристань; всех грузов, в том числе и плотов, отправляется с неё вверх свыше 150 тыс. и вниз-свыше 250 тыс. пуд.

На востоке от местечка Юревичей при дороге к Брагину расположено вер. в 30 местечко Хойники, лежащее в самом сердце Полесья. Некогда Хойники принадлежали кн. Вишневецким, потом кн. Шуйским, а затем через брак по женской линии перешли к Прозорам. До конца XVII в. это местечко находилось в Брагинской волости, а после перехода Брагина от Вишневецких в другие руки оно стало отдельной волостью. В окрестностях Хойников расположены громадные пущи и луга, но все это еще не разработано и ждёт деятельного хозяина. В местечке имеются две водяные мельницы и небольшой железоделательный завод. В окрестных лесах гонится смола. В Хойниках есть Покровская церковь, построенная кн. И. Шуйским, две школы и почтовая станция, а также был и костёл. На юго-востоке от м. Хойников вер. в 16 лежит большое с. Острогляды, принадлежавшее некогда кн. Вишневецким. В селе есть сельская школа с 1864 года, церковь с 1779 г. и деревянный костёл, построенный в 1626 г. Харлинскими. В 9 вер. от с. Острогляд на востоке, при дороге из Лоева в Чернигов, при р. Брагинке расположено местечко Брагин, некогда древнерусский город. Первые летописные известия о Брагине относятся к 1147 г.; из них видно, что этот город входил в составе киевского княжества. В том же году произошла упорная борьба киевского князя Изяслава Мстиславича с северскими князьями Ольговичами и Давидовичами. Изяслав разорил здесь несколько городов; в отмщение ему князья черниговские разрушили Брагин. Спустя 40 лет, в 1189 г., когда кн. киевский Рюрик Ростиславич женил своего десятилетнего сына на Верхославе, восьмилетней дочери великого кн. суздальского Всеволода Юрьевича, то, по уверению летописца, при свадьбе молодожёнам “дал дары много и город Брагин”. Дальнейшая история Брагина вплоть до конца XV в. неизвестна, во время-же господства Литвы он долгое время составлял собственность великих князей. В начале XVI в. местечко вместе с другими приднепровскими городами получило от Сигизмунда грамоту, обеспечивавшую права горожан и дававшую им различные льготы: так, напр., жители вносили подати прямо в казну, а не старостам или державцам, которые слишком злоупотребляли своим правом взимания сборов. В конце ХѴІ в. Брагине был пожалован кн. Вишневецким, устроившим свою резиденцию в старом замке: в начале XVII в. Брагин принадлежал еще кн. Вишневецким. В это время произошёл случай, имевший чрезвычайно важное значение для России. В 1601 г. при дворе кн. Константина Вишневецкого появился неведомый пришлец Дмитрий Самозванец; потом он перешёл в Гощу, а затем к кн. Адаму Вишневецкому, которому и объявил о своём якобы царском происхождении, вызванный на это, по одним рассказам, болезнью, а по другим — оскорблением, нанесённым ему Вишневецким; таким образом первый решительный шаг Лжедмитрия был сделан в Брагин. Во второй половине XVII в. Брагин перешёл от Вишневецких к Конецпольским, а в начале XVIII в.— к нескольким лицам, которые постоянно расхватывали взаимно свои земли. Во второй половине XVIII в. Брагин приобрели в большей части Рокицкие. В 1618 г., во время казацких войн Брагин добровольно отворил свои ворога перед вождями Хмельницкого Небабой, Напаличем и Хвеськом, за что и был разрушен поляками совершенно. Жителей в Брагине ныне числится 2.700 чел. обоего пола. В местечке имеются две православные церкви: одна из них, Николаевская, существовала в Брагине еще во время владения городом Вишневецкими, которые одарили ее землей и основали при ней мужской монастырь, а также позже и женский; другая церковь называется Михайловской. В начале XVIII в. здешние монастыри были перечислены в унию, церкви же присоединились к православию только в начале ХГХ в. В местечке есть еще еврейский молитвенный дом и сельская школа.

Возвращаемся к ст. Мозырь. На север от неё, по большой дороге в Бобруйск в 23 вёрстах лежит с. Дымановичи с церковью и сельской школой. Имение, принадлежавшее в последнее время Михайловым, заключает в себе около 14 тыс. моргов земли. В 22 вер. далее по тому-же тракту расположено с. Евтушкевичи. Имение при этом селе принадлежало в последнее время Горватам, Балицким и Полянским. При селе имеются мельницы и винокуренный завод.

За ст. Мозырь в 36 верстах на Брестско-Брянской железной дороге лежит ст. Василевичи, грузящая свыше 1.200 тыс. пуд. лесных и отчасти хлебных грузов. Станция расположена близь истоков р. Ведрича, притока Днепра, при с. Василевичах. В селе есть Николаевская церковь, построенная в 1825 г., волостное правление и сельская школа. С 1878 г. в Василевичах существует метеорологическая станция с приспособлениями наблюдений над уровнем окрестных вод. Василевичи по проведении железной дороги начали развиваться и сделались довольно бойким торговым пунктом. В тоже время были осушены экспедицией ген. Жилинского болота, окружавшие местечко. Перед осушением болот правительство выручало за луга арендной платы едва 155 р., после-же проведения канализации луга начали приносить до 7.000 руб. В окрестностях Василевичей находится самый глубокий в Полесье торфяник, а вблизи него есть глубокие низины или колодцы, известные под названием. „зовжиных“. В народе сохранилось предание, что эти колодцы были выкопаны по распоряжению кн. Ольги во время её похода на древлян.

В 39 верстах за Василевичами Брестско-Брянская железная дорога достигает уездного города Речицы, расположенного на правом берегу Днепра. Станция Речица грузит до 1.300 тыс. пуд. преимущественно лесных и отчасти хлебных грузов. История г. Речицы небогата событиями; известно, что в конце XII в. город, находившейся в земле дреговичей, уже существовал, был укреплённым пунктом и принадлежал к Волынскому княжеству; затем им овладели черниговские князья, а в 1214 г. он был совершенно уничтожен кн. Мстиславом новгородским. Вовремя Гедимина Речица вошла в состав литовского государства, а позже не раз бывали у Речицы перекопские татары. По данной Сигизмундом в 1511 г. грамоте днепровским и задвинским городам, Речица в числе других королевских русских волостей получила право вносить дани непосредственно в казну „как бывало за великого князя Витовта;“ затем, в 1561 г. король Сигизмунд даль отдельную грамоту жителям Речицы, в которой было подтверждение прежней грамоты и более точное определение податей и повинностей, а также права суда и торговли; в 1596 г. все эти привилегии были подтверждены и Сигизмундом III.

В 1634 году минский воевода Александр Слушко основал здесь монастырь доминиканцев. Вовремя войн Богдана Хмельницкого в 1648 г. Речицу заняли казаки, но в следующем году Януш Радивилл, гетман литовский, в окрестностях Лоева разбил казачьи отряды Кричевского и Подобайла. В 1650 г. Речицу занял Небаба, но вскоре вынужден был отступить и погиб в битве. После этого гетман сильнее укрепил город и занял его войсками; в 1653 г. в Речице литовское войско имело главную квартиру, а в следующем году двинулось на Оршу и здесь было разбито "войсками царя Алексея Михайловича под предводительством кн. Трубецкого; Речица, оставшаяся беззащитной, была занята русскими войсками. В 1796 г. Речица была староством, а потом — уездным городом черниговского наместничества; в 1797 г. она была присоединена к Минской губ., а в 1802 г. оставлена уездным городом этой-же губернии. В 1845 г. был утверждён герб Речицкого уезда, представляющий щит, разделённый на две половины, причём в верхней помещен губернский герб, а в нижней — в белом поле распущенное в левую сторону двухконечное знамя розового цвета; нижний конец знамени несколько длиннее; на знамени изображён всадник в латах, сидящий на коне, обращённом в правую сторону; в правой руке всадника обнаженный меч, а в левой — щит с изображением на нём двойного креста. Население г. Речицы достигает немногим более 10.000 человек; из них православных — до 37%, евреев — до 57%, а остальные 4% составляют прочие вероисповедания; что касается состава населения по сословиям, то наибольший процент» составляют мещане 89%. В настоящее время в городе имеются две церкви — одна, более новая — Успенская, и вторая — существующая в 1723 г. под названием св. Николая, католический костёл, синагога и несколько еврейских молитвенных домов, приходское училище и несколько хедеров, больницы —приказа общественного призрения на 15 кроватей и тюремная на 4 кровати, аптека, еврейское общество падания помощи и пособия бедным и две лесопильни с 53 рабочими. В Речице есть пароходная пристань на Днепре. Город ведёт торговлю хлебом и лесом. Вниз по Днепру отправляется отсюда свыше 160 тыс. пуд. грузов, а прибывает до 1.500 тыс. пуд. Из жителей города мещане — христиане живут зажиточно, занимаясь главным образом земледелием, а также рыболовством, сплавом леса и лесных материалов, и кормлением свиней; евреи же занимаются мелкой торговлей и тоже сплавом леса и лесных продуктов. Доходы города достигают 14 тыс. рублей. Два раза в году в Речице собираются ярмарки — 9-го мая и 6-го декабря; на них продаются хлеб, лошади и скот. В 1830 г. в Речице родился В. Д. Спасович, известный адвокат, критик и публицист.

Вер. в 30 к. с.-з. от Речицы вверх по Днепру, вер. в 4 выше впадения в него р. Березины на правом берегу этой последней реки лежит при почтовой дороге из Минска в Речицу м. Горвалъ. Местечко это прежде принадлежало кн. литовским и часто подвергалось нападениям московских войск. В царствование Ивана Грозного, в 1535 г. оно было совершенно разрушено, а вовремя воин Яна-Казимира с царем Алексеем Михайловичем вторично подверглось опустошению. В 1503 г. Александр Ягеллончик заключил перемирие на 6 лет с Иваном III; в этом договоре Горваль в числе других местечек был назван польской территорией и до истечения срока перемирия не подлежал нападениям. В 1648 г. казаки под Горвалем разбили на голову стражника литовского Мирского. Местность вокруг местечка—полесская, но не бедная; имение состоит из 53.000 моргов земли; в пущах гонится смола и приготовляется скипидар. В настоящее время имение находится в запущении. В местечке насчитывается свыше 900 жителей, занимающихся главным образом сплавом леса и торговлей; последней преимущественно занимаются евреи. В местечке есть православная церковь, становая квартира, волостное правление, три еврейских молитвенных дома, больница, училище и довольно много лавок. На основании прежних привилеев здесь еженедельно происходят торги. На пристани в Горваль грузится до 500 тыс. пуд. лесных грузов.

Вниз по Днепру, вер. к 30 к. ю.-в. от Речицы расположено местечко Холмич с пристанью и паромной переправой. В местечке имеются две православные церкви, два еврейских молитвенных дома, два винокуренных завода и несколько мельниц. Издавна местечко принадлежало Воловичам, а в последнее время — Рокицким. Благодаря местоположению у реки Холмич является торговым пунктом: отсюда вывозятся вниз по Днепру лесные материалы и смола, а пароходы снизу привозят соль, зерно и др. предметы первой необходимости; всех грузов отправляется вниз около 750 тыс. пудов. Местечко сделалось известным со времени казацких войн. В 1649 г. гетман Януш Радивилл разбил здесь казаков, бывших под начальством Подобайла и Кричевского. В 1775 г. 4 июля, после первого раздела Польши в Холмич был подписан акт разграничения белорусских земель между Польшей и Россией. Ниже м. Холмича на Днепре, вер. в 30 от него лежит местечко Леев, имеющее пароходную, пристань на Днепре при впадении в него Сожа, отделяющего здесь Могилевскую губернию от Черниговской. Местечко расположено также при почтовой дороге из Речицы в Чернигов. В Лоеве есть верфь для постройки судов. Жителей здесь насчитывается 1.615 чел. обоего пола. В местечке имеются две православные церкви, костел, четыре синагоги, школа, семь ветряных мельниц и две водяных, довольно много лавок, почтовая станция и волостное правление. На пристани складываются товары, сплавляемые весною и летом по Днепру, Березине и Сожу, главным образом соль, зерно, лен, масло и клепка. Всех этих грузов отправляется вверх до 70 тыс., вниз —  до 160 тыс. пуд., а прибывает снизу до 90 тыс. и сверху — до 15 тыс. пуд. Вообще Лоев представляет собою торговое местечко, причём торговля здесь особенно оживлена весною. Торговлей почти исключительно занимаются евреи. О происхождении Лоева история умалчивает, но без сомнения оно было одним из древнейших поселений, так как удобное положение его при большой реке, которая была древним торговым путём “из Варягъ въ Греки”, делало Лоев одним из этапов колонизации; во всяком случае относительно Лоева известно, что со времён Литвы он находился во власти Польши и в дальнейшей своей истории не раз был разоряем. В 1505 г. местечко было разорено перекопской ордой МахмедъГирея, ведшего в то время войну с Минским и Слуцким княжествами. На главном сейме 1646 г. Лоев был присоединён к Стародуоскому уезду смоленского воеводства, как вознаграждение Литве за возвращенный Трубчевск. Вовремя восстания казаков под предводительством Богдана Хмельницкого Лоев был свидетелем кровавой резни. В конце 1648 г. казацкий вождь Подобайло уничтожил его совершенно. Этому не мог помешать бывший там хорунжий Гонсевский, так как отряд казаков под предводительством Крачковского грозила, ему с тыла; между тем старый гетман литовский Станислав Кишка вследствие болезни не мог принять участие в войне и поручил предводительство гетману Янушу Радивиллу, находившемуся под Речицей. Таким образом начались военные действия. 18 июля 1649 г. Януш Радивилл двинул из-под Речицы свои войска—пехоту байдаками по Днепру, а конницу и артиллерию сухим путём и пришёл к Лоеву в два дня; Гонсевский же с пехотой перебрался на другую сторону Днепра, на месте впадения в него Сожа и устроил здесь окопы, чтобы облегчить движение шедшего к Лоеву Радивилла с войсками. Лишь 31 июля Кречковский встретился с войсками Радивилла. Произошла упорная и кровавая битва, в которой казаки были разбиты на голову. Ниже по Днепру в пределах Минской губ. нет замечательных селений, так как наиболее замечательные — Радулъ и Любеч находятся на левом берегу Днепра в Черниговской губ. Вер. в 25 от Лоева, при дороге в Любеч, вблизи правого берега Днепра в Речицком уезде находится с. Деражичи с православной церковью, сельской школой, а также с пристанью на Днепре.

Немного выше Деражичей находится Деражицкая мель, а ниже Деражичей верст на 5, против Любеча расположено с. Глушец, недалека от села есть постоянная паромная переправа по дороге из Мозыря в Чернигов и пристань. Вер. в 30 ниже Глушца, невдалеке от впадения в Днепр р. Брагинки находится Копачевсксая мель и расположено с. Старая Иолча. Это село находится на проселочной дороге через Днепр. В нём есть временная паромная переправа и пароходная пристань. Вер. в 30 ниже Старой Иолчи лежит м. Комарин, также с пароходной пристанью. У местечка есть значительная мель. Вер. в 15 ниже Комарина лежит м. Верхние Жары, а 5 вёрст южнее—Нижние Жары с лесной пристанью. Далее Днепр выходит правым берегом из пределов Минской губернии в Киевскую, направляясь к устью р. Припяти.

Речицкий уезд занимает площадь в 11.087 кв. вёрст с населением 223 тыс. душ (19 жит. на кв. версту) и расположен по правому берегу Днепра и по его притоку Припяти. Местность большею частью низменная. Почва песчаная и болотистая; между Припятью и Днепром, впрочем, есть островок суглинистых и супесчаных почв, а по долинам Днепра и Припяти тянутся полосы пойменных почв. Под лесами 33% площади уезда (364 тыс. дес.), под болотами 33 ½% (368 тыс. дес.), под пашнями около 19 ½% (216 тыс. дес.), а под лугами и выгонами около 14% (153 тыс. дес.). Население занимается лесными, судовыми промыслами, рыболовством и земледелием.

Перейдя мостом под г. Речицей р. Днепр, Брестско-Брянская железная дорога входит в Гомельский у. Могилевской губ. и в 39 верстах от Речицы достигает ст. Гомель, расположенной при одно-именном уездном городе, где и пересекается с Либаво-Роменской железной дорогой и р. Сожем.

Вер. в 20 к с.-в. от ст. Гомеля вверх по р. Сожу лежит м. Ветка, связанное с Гомелем пароходным сообщением. Название Ветка происходит от острова того-же имени, образуемого рекою Сожем и небольшим, отделяющимся от него заливом, составляющим как-бы ветвь реки. Местечко это не очень старое, но замечательное по значению своему в истории раскола. Ветковская слобода, которую можно назвать колыбелью старообрядцев здешнего края, возникла во второй половине XVII в., будучи основана старообрядцами, бежавшими от преследований московских властей. Здесь у старообрядцев была церковь, перенесенная впоследствии в Стародуб. Имп. Елисавета Петровна, Петр III и Екатерина II приглашали неоднократно старообрядцев возвратиться на родину и поселиться, где они пожелают; но старообрядцы не слушались. В 1764 г. было повалено ген. Маслову насильно забрать и возвратить беглецов. Маслов нашел здесь до 20.000 человек и разослал их в разные места. Это событие у старообрядцев известно под названием “второй выгонки”; первая-же подобная мера была предпринята при имп. Анне Ивановне, в 1735 г. Местечком Ветка считается с 1784 г. Здешние крестьяне занимаются земледелием, и только сравнительно незначительная часть крестьян и мещан живёт торговлей и ремеслами, сосредоточенными главными, образом между евреями. Местные кузнецы занимаются между прочим выделкой якорей; здесь-же имеются канатные фабрики. Жителей в Ветке насчитывается до 7.600 человек, в том числе свыше 3 1/2 тысяч евреев. Главные предметы ветковской торговли — хлеб, мука и лесные материалы, а также канаты и якоря. В Ветке есть церковь, два народных училища, становая квартира почтово-телеграфное отделение и квартира земского начальника.

В двух верстах от м. Ветки и в 18 от Гомеля на правом берегу р. Сожа находится местечко Халъч. По преданию, Хальч в начале XVII в. принадлежал Халецким, покровителям первых ветковских поселенцев. Некогда здесь находилась иезуитская миссия. Местечком Хальч был уже в 1784 году. Здесь имеется православная церковь, церковно-приходская школа и еврейский молитвенный дом. В окрестностях Хальча есть много доисторических курганов. Жителей в Хальче насчитывается свыше 2 тысяч человек, в том числе свыше 300 евреев. Местечко ведет преимущественно мелочную торговлю. Вер. в 9 к ю.-з. от Хальча по дороге в Гомель лежит с. Покалюбичи. Граф Н. П. Румянцев построил здесь каменную церковь и училище, существующее до сих пор. Покалюбичи было его любимым летним место пребыванием. В здешнем училище имеется его портрет и хранится мундир фельдмаршала Паскевича, а также несколько реликвий севастопольской осады. Вер. в 45 к северу от Ветки вверх по Сожу, по которому производится пароходное сообщение, расположено м. Чечерск (Чичерск). Чечерск существовал уже в XII в. и принадлежал тогда к Черниговскому княжеству. В 1157 г. черниговский князь Изяслав Давидович, сделавшись великим, князем киевским, возвратил Чечерск кн. Святославу Ольговичу. В 1167 г., по смерти Святослава, Чечерск достался сыну его Олегу. С XV в., войдя в состав Литовского княжества, Чечерск неоднократно подвергался нападениям и переходил то в руки Литвы, то Москвы. В 1501 г. Чечерске был отписан Елене Ивановне, супруге в. кн. литовского Александра. В 1621 г. король Сигизмунд III подарил его Сапеге. В 1654 г. Чечерск был взят атаманом Золотаренком. Местечком Чечерск сделался с 1629 г.; в этом же году оно получило от короля Сигизмунда III право на устройство торговли и двух ярмарок. В 1773 г. Чечерск был назначен уездным городом Рогачевской провинции и состоял таковым до 1777 г. В 1774 г. Чечерске был пожалован гр. 3. Г. Чернышеву, первому наместнику края. Гр. Чернышев привёл Чечерск в цветущее состояние. На противоположенных концах местечка им были заложены три каменных православных храма и римско-католический костел по планам Растрелли; здания эти фасадом почти одинаковы. Церковь Рождества Богородицы была освящена в январе 1787 г. в присутствии имп. Екатерины II. В алтаре этой церкви хранится рескрипт императора Александра I, в котором объявлена графине Чернышевой благодарность за сделанное ею значительное пожертвование хлебом русской армии в 1812 г. Живопись во всех храмах итальянской школы. Посреди площади местечка стоить четырёхэтажное здание бывшей ратуши с пятью башнями наверху, построено оно в готическом стиле. В северо-восточной стороне местечка заметны остатки древнего земляного укрепления, бывшего замка, стоявшего на, крутом обрыве над р. Чечерой; замок был построен в готическом стиле и окружён глубоким рвом и подъёмным мостом: теперь здесь раскинулись парк и сад. Первоначальное поселение евреев в Чечерске, которое относится к концу XVII в., находилось на особо отведённом для них месте, так называемом Подол, расположенном в конце местечка на берегу р. Чечеры. В 1724 г. в Чечерске было всего пять еврейских домов. Теперь-же евреи живут в самом местечке. В 1781 году в Чечерске был в. кн. Павел Петрович с супругой, в 1787 г. — имп. Екатерина II, летом 1850 г.—пмп. Николай I с наследником Александром Николаевичем, а осенью 1857 г. — имп. Александр II с супругой. Жителей в Чечерске насчитывается около двух тысяч, в том числе большая часть евреев. Кроме мелочной торговли местечком производится скупка хлеба, пеньки и льна. В Чечерске есть три церкви, костел, городское училище, два народных училища, становая квартира, волостное правление и почтово-телеграфное отделение.

Возвращаемся к Брестско-Брянской линии Полесских железных дорог, оставленной нами при ст. Гомель. Из Гомеля она вместе с Либаво-Роменской железной дорогой переходит мостом р. Сож, достигает в 4 в. от Гомеля Новой Белицы, грузящей до 350 тыс. пуд. лесных и отчасти хлебных грузов, а отсюда уже самостоятельно направляется к востоку параллельно р. Ипути (впадающей в Сож у Гомеля) вверх ея течения и в 19 верстах от Новой Белицы достигает ст. Добруш, грузящей около 50 тыс. пуд. лесных грузов и расположенной близь одноимённого села. С. Добруш, расположенное на р. Ипути еще во время польского владычества, было фабричным пунктом: здесь изготовлялись канаты и паруса. При гр. Румянцев здесь тоже была парусная фабрика и происходила обработка металлов. Ныне здесь расположена громадная писчебумажная фабрика наследников кн. Паскевича с миллионным оборотом.

По Ипути тянутся обширные леса наследников кн. Паскевича, в которых водятся лоси, кабаны, косули и пр. Вверх по той-же р. Ипути вер. в 16 к с.-в. от Добруша, на правом берегу реки лежит д. Демьянки, в окрестностях которой существует урочище Селище, представляющее собою площадь в несколько квадратных вёрст с остатками каменного века, находимыми по берегу р. Ипути. Тут же расположена масса курганов со следами обыкновенного погребения и трупосожжения. К северу от этой деревни вер. в 10 у с. Закрутья расположено так называется Ревучее озеро, по временам издающее какой-то рёв; вероятно от него имеется подземное сообщение с р. Ипутью (так называемые карстовые явления). На дне озера лежит еще сохранившейся лес; по преданию, уже в историческую эпоху здесь произошёл провал местности.

Вер. в 18 за ст. Добрушем Брестско-Брянская линия Полесских железных дорог выходит из Гомельского у. в Новозыбковский Черниговской губ., направляясь к ст. Злынка.

Гомельский уезд, расположенный по р. Сожу и левому побережью Днепра, занимает площадь в 4.719 кв. вёрст с населением в 229 тыс. душ (41 жит. на кв. версту). Поверхность его невысокая, ровная; почва к югу от Сожа и в западной части уезда песчаная с участками болотных почв и пойменными почвами по долинам рек. Около Гомеля и к северо-востоку от него почва частью супесчаная, частью суглинистая, частью серая лесная. Уезд самый безлесный в Могилевской губ., так как леса занимают только 25% площади (121 тыс. дес.), сохраняясь больше по окраинам уезда. Пашни занимают около 34% площади (158 тыс. дес.), луга и выгоны — 23% (109 тыс. дес.), болота и пески — 17 ½% (82 тыс. дес.). Население занимается земледелием и судовыми промыслами. Местами (как напр. в с. Добруш) развита крупная фабричная промышленность.

Россия. Полное географическое описание нашего Отечества: настольная и дорожная книга для русских людей / под ред. В. П. Семенова ; под общ. рук. П. П. Семенова и В. И. Ламанского ; [предисл. В. Семенова]. - СПб. : А. Ф. Девриен, 1899-1914. - С 5-го т. : под ред. В. П. Семенова-Тян-Шанского и под общ. рук. П. П. Семенова-Тян-Шанского и В. И. Ламанского.

Карта Верхнего Поднепровья и Белоруссии

Популярные сообщения

Изображение

Именные списки репатриированных граждан СССР прибывших на Винниковский сборно-пересыльный пункт г. Винники (Украина) и отправленных на сборно пересыльный пункт Полесской области (Беларусь) от 31 июля по 11 сентября 1945 года

Изображение

Список советских граждан насильственно угнанных в немецкое рабство в период временной оккупации немцами Юровичского с/совета, Калинковичского района, Полесской области, БССР

Изображение

Акты расследования злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками против советских граждан при оккупации территории Ельского района от 14 декабря 1944 по 14 февраля 1945 гг.