Истоки исследования белорусских болот
Здание музея Минской болотной станции 1932 год |
Болота — неотъемлемая часть ландшафтов Беларуси, несомненно, их изучали всегда. Но первые документально подтвержденные научные исследования датируются первой половиной XIX века. Поэтому современные ученые выделяют минимум 5 этапов развития болотоведения в Беларуси: с XIX века до наших дней.
Разумеется, болотные угодья всегда интересовали человека с практической точки зрения, и первые исследования, имели прикладной характер: оценивались сельскохозяйственные перспективы региона, возможности торфодобычи и лесоводства.
При таком подходе описание растительного мира и структуры болот шли параллельно с разведкой торфяных залежей и экспериментами по мелиорации и водоотведению. Уже в 1854 году, для обучения специалистов по осушению болот, в Горецком сельхозинституте была введена специальная дисциплина.
Однако толчком для комплексного изучения болот Беларуси и развития отечественного болотоведения стало создание «Западной экспедиции по осушению болот». Экспедиция, организованная царским правительством, продолжалась 25 лет с 1873 по 1898 годы, во главе её стоял генерал, инженер-геодезист по специальности, И.И. Жилинский. В экспедиции принимали участие уважаемые ученые того времени — почвовед В.В. Докучаев, климатолог А.И. Воейков, геоботаник Г.И. Танфильев и многие другие.
В начале XX века, вдохновившись успехами, достигнутыми в освоении болотных земель европейскими коллегами, было принято решение создать программу по окультуриванию заболоченных территорий, одновременно с их осушением.
Для планирования мероприятий и практических исследований потребовался участок рядом с Минском: выбрали болотное хозяйство на массиве Кукутелка, недалеко от железнодорожной станции Лахва.
Однако по техническим причинам, из-за сложностей в системе водоотведения, от этой территории отказались в пользу участка Комаровского болота площадью около 4 гектара.
Так началась история Минской болотной опытной станции (МБОС), а Минск на некоторое время стал столицей болотоведения сначала Российской империи, а потом СССР.
Так началась история Минской болотной опытной станции (МБОС), а Минск на некоторое время стал столицей болотоведения сначала Российской империи, а потом СССР.
Ученый Е.В. Оппоков создал гипсометрическую карту Полесья (Минской, Волынской и части Гродненской губернии) 10-верстного масштаба (1913–1918 годы) — сейчас бы это назвали 3D моделью.
22 февраля 1910 года была организована Минская болотная опытная станция (МБОС), ею руководил ученик академика К.А. Тимирязева А.Ф. Флеров, позднее — А.Т. Кирсанов, одним из первых научных сотрудников МБОС стал ботаник В.Н. Доктуровский.
С 1912 по 1917 годы станция издавала научный журнал «Болотоведение» и «Труды Минской болотной опытной станции».
Минская болотная опытная станция была местом, где исследователи могли проверить свои гипотезы, создавали вручную сложные чертежи и схемы систем водоотведения, производили эксперименты по осушению заболоченных участков, тщательно фиксировали все изменения растительного и животного мира, связанные с этим.
Однако деятельность болотной станции лежала не только в исследовательском поле, основной задачей были практические вопросы — выбор культур и особенности агротехники, а также внесение минеральных удобрений для получения стабильных и высоких урожаев однолетних, многолетних культур, лесоводства и садоводства на заболоченных территориях.
С 1924 года станция работает над проблемами садоводства на торфяниках. Был создан питомник профессора Г.Н. Высоцкого, некоторые деревья из которого, например, сосна Веймутова, редкая для Беларуси, сохранились до нашего времени.
В 1927 году на территории станции создана Минская болотная метеостанция, которая просуществовала до 1969 года.
У МБОС были собственные поля, практический опыт работы на которых легко было передать для использования в сельском хозяйстве. Станция имела опыт выращивания на осушенных торфяно-болотных почвах многолетних трав, овса, ячменя, озимой ржи, картофеля, льна. Ученые пришли к выводу, что лучше всего использовать преобразованные торфяники под многолетние травы.
В 1930 году на базе МБОС открывается Всесоюзный научно-исследовательский болотный институт (В(Б)НИБИ), в составе которого был создан отдел болотоведения под руководством В.С. Доктуровского, а через 4 года появился Беларусский филиал научно-исследовательского института торфяной промышленности (Инсторф) — Институт торфа АН БССР. Таким образом, исследование, оценка и разработка торфяных залежейвыходят из болотоведения в отдельную научную область, как и торфоразработки, анализ почв и экономическое обоснование мелиоративных мероприятий.
В результате наблюдений и многочисленных экспедиций была собрана коллекция Музея болотоведения — каталогизированные образцы растений, срезы почв и торфа, гербарии, живые растения в грунте. А накопленный к тому времени геоботанический материал вскоре был обобщен в виде карты растительности БССР под общей редакцией известного ботаника-географа Н.И. Кузнецова.
Высокий профессионализм и квалификация научных сотрудников, многолетний опыт наблюдений и экспедиций позволяли делать прогнозы об изменениях болотных ландшафтов в будущем, не только оценивать экономические перспективы этих территорий, но и рационально планировать природопользование, опираясь на данные исследований.
К сожалению, большая часть экспонатов и многолетних исследований, все архивы, библиотека и другие фондовые материалы навсегда потеряны для нас из-за попадания в здание Всесоюзного болотного института авиабомбы в первые дни Великой Отечественной Войны и последовавшего за этим пожара.
Во время оккупации Минска опытная станция функционировала: поля засевались, велись наблюдения за метеоусловиями и уход за скотом.
В 1956 году в связи со строительством новых микрорайонов станция была преобразована в Минское экспериментальное хозяйство (МЭХ) и ее фактическая площадь с каждым годом уменьшалась, пока вовсе не была реструктурирована в 1970-е годы.
Любопытно перенести территорию Минской болотной опытной станции на современную карту города:
- На момент создания станции (1910-1911 годы) территория Комаровского болота располагалась за пределами города.
- В 1922 году, когда было принято решение увеличить осушаемые площади болота в 4 раза, через болото проложили насыпную песчаную дорогу (сейчас это отрезок улицы Богдановича от Машерова (прежняя Варвашени) до улицы Некрасова). Одновременно с этим был прорыт магистральный канал и созданы участки осушительной сети из разных видов дренажа. Канал брал начало в северной части болотного массива и впадал в ручей Переспа (сейчас район ДС «Кульман»).
- В начале 60-х участки станции были отданы под строительство микрорайона улиц Орловская-Карастояновой, сельхозпоселка.
- Ручей Переспа, протекавший через бывший болотный массив “Комаровский”, был канализован.
- Мелиоративные каналы, в результате деятельности водозаборных скважин в районе деревень Новинки и Цна, были навсегда осушены и практически прекратили свое существование. Вероятно, в память о них, по сей день сохранилось название улицы, расположенной в частном секторе рядом со сквером Котовка — улица Мелиоративная.
- Частично сохранились садовые посадки болотной станции на территории Парка дружбы народов – огороженная территория парка между разворотным кольцом площади Банголор и пересечением с улицей Некрасова.
- А сам парк Дружбы народов появился при реорганизации болотной станции и должен был стать «филиалом» Ботанического сада.
- На сегодняшний день район, где располагалась Минская болотная опытная станция, можно отнести скорее к центральной части города.
Материал подготовлен при участии старшего научного сотрудника, ботаника и болотоведа Натальи Зеленкевич, с использованием авторской презентации Натальи «История изучения флоры и растительности верховых болот Беларуси». Была использована информация научного издания «Флора и растительность верховых болот Беларуси». Авторы Н.А. Зеленкевич, Д.Г. Груммо, О.В. Созинов, О.В. Галанина. А также статья «Парк Дружбы народов».