ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ В МИНСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА: ПО МАТЕРИАЛАМ БАБЧИНСКОЙ ДВУХКЛАССНОЙ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОЙ ШКОЛЫ

Бабчинская второклассная женская учительская школа 1917 год

13 июня 1884 г. указом императора Александра III были утверждены «Правила о церковно-приходских школах», по которым создавались одноклассные (двухгодичные) и двухклассные (четырёхгодичные) церковно-приходские школы. В одноклассных изучали Закон Божий (изучение молитв, священная история и объяснение богослужения, краткий катехизис), церковное пение, чтение церковной и гражданской печати и письмо, начальные арифметические сведения. В двухклассных школах, кроме этого, изучались начальные сведения из истории Церкви и Отечества. Основная задача церковно-приходских школ была сформулирована так: «Школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания».

В 1888 г. настоятелем Бабчинской Крестовоздвиженской церкви Минской епархии священником Михаилом Дроздовским был подан рапорт правящему архиерею на открытие двухклассной церковно-приходской школы. В своем рапорте он заявлял, что, узнав из епархиальных ведомостей о возможности открыть двухклассные церковно-приходские школы по уездам, немедленно предложил прихожанам на приходском сходе обсудить этот вопрос. Прихожане отнеслись к его предложению весьма сочувственно и изъявили со своей стороны полную готовность дать от себя нужное количество земли под школу и сад, впоследствии обеспечить отопление, освещение школы и содержание сторожа, а равно вывести лес, нужный для постройки и, вообще, взять на себя все черные работы. Так как место, указанное крестьянами, не совсем удобно для школы, то местный причт согласился дать под школу часть своей усадебной земли вблизи церкви, а владелец имения «Борок» Кондратий Хоромецкий – отпустит для постройки лесной материал. Таким образом, оставалось изыскать денежные средства на производство самих работ и ее меблировку, на что по приложенному к рапорту расчету потребовалось 390 руб. Крестьяне в виду неурожаев в последние годы и расходов по содержанию народного училища и пяти, существующих в приходе, церковных школ, затруднились дать эти средства и уполномочили священника Михаила Дроздовского, ходатайствовать перед Советом об отпуске этих денег из казны. Также Михаил Дроздовский в своем рапорте просил утвердить владельца имения «Борок» Кондратия Хоромецкого попечителем школ вверенного ему прихода. Затем последовала резолюция в Епархиальный Училищный Совет на рассмотрение. В итоге на заседании Минского Епархиального Училищного Совета 28 января 1888 г., утвержденной резолюцией Его Преосвященства от 22 марта, было определено открыть двухклассную церковно-приходскую школу в Бабчине, а также ходатайствовать пред Св. Синодом об отпуске единовременно суммы, необходимой на постройку дома для Бабчинской школы.

На заседании Совета Минского Епархиального Св.-Николаевского Братства от 27 марта 1890 г. был заслушан рапорт священника Бабчинской церкви Михаила Дроздовского от 21 марта 1890 г., следующего содержания: «В начале настоящего 1889/1890 учебного года решено мною, с согласия учителей, несмотря на первый год формального обучения при двух учителях – в Бабчинской двухклассной школе, пройти двухлетний курс в один год и произвести испытания на получение свидетельств об окончании двухклассной школы. А потому, имея в виду неправильные мнения и разговоры относительно Бабчинской школы, а также – и официальную переписку с Советом (1889 г. 23 мая №№ 148, 149), покорнейше прошу Совет Братства командировать кого-либо из членов в с. Бабчин для проведения испытаний ученикам Бабчинской двухклассной школы и сделать осмотр здания, училищной мебели и принадлежностей. Расход по командировке принимаю на свой счет. Готовится к экзамену двенадцать человек».

При обсуждении рапорта, член Совета, священник Павел Афонский выразил готовность взять на себя организацию испытаний ученикам Бабчинской школы и осмотр школьных построек. Было определено: 1) поручить члену Совета священнику о. Павлу Афонскому осмотреть вновь построенное здание Бабчинской церковно-приходской школы и проведение испытаний названной школы, возложить все могущие быть при этом расходы на священника Дроздовского; 2) что же касается времени испытаний, то назначение таковых предоставить о. Павлу Афонскому.

Как показал осмотр протоиереем Павлом Афонским Бабчинской школы, здание представляло собой продолговатый (34 аршина в длину) деревянный дом, обитый тесом, с выкрашенными белой масляной краской окнами, покрытый тростником. Здание внутри разделялось глухой стеной на две половины, из которых в каждой помещался особый класс и квартира для учителей. Слева – помещение для первого класса, справа – для второго. Как в ту, так и в другую половину вели два крытых крыльца. При входе в половину, в которой помещался первый класс, была общая небольшая прихожая, из которой дверь налево вела прямо в класс, имеющий в длину 12 аршин и в ширину 8 аршин, а дверь, находящаяся от входа, вела в двухкомнатную квартиру учительницы первого класса. В первой комнате учительской квартиры находились небольшой диван, преддиванный стол, несколько стульев, а во второй – кровать, небольшой столик, платяной шкаф, совершенно такая же обстановка и в квартире учителя второго класса. В помещении второго класса также была общая прихожая, из которой дверь, находящаяся налево, вела прямо в класс, а дверь, находящаяся направо от входа, вела в довольно обширную кухню учителя, где могла быть приготовлена пища и для учащихся из дальних деревень, и которая в случае необходимости могла быть для них и спальней. Внутри здания стены оштукатурены и окрашены клеевой краской, потолки подклеены бумагой и окрашены, полы все в здании, кроме кухни, окрашены масляной краской белого цвета. Оба классные помещения довольно обширные, светлые, с высокими потолками. Классная мебель находилась в полном порядке. В каждом классе была очень хорошая икона в ризе и киоте, портреты Государя Императора и Государыни Императрицы, написанные масляной краской, стол и стул для учителя, классная доска, шкаф для книг и учебных пособий. При школе работала библиотека.

На первом году обучения в 1 классе занимались 19 мальчиков и 17 девочек. К экзамену для получения свидетельства на льготу при отбывании воинской повинности было представлено 12 человек из 25. Экзамен, который принимал протоиерей Павел Афонский, состоял из письменной части и устной. Письменные работы по русскому языку и арифметике. Каждый учащийся сдавал устные испытания по всем предметам в соответствии с программами двухклассных церковно-приходских школ: сначала предлагали прочитать наизусть молитву с некоторыми объяснениями; затем рассказать про одно или несколько событий из священной истории, были вопросы из катехизиса и учения о богослужении; надо было прочитать отрывок из русской книги для чтения с этимологическим и синтаксическим разбором и пересказом прочитанного; требовалось прочитать наизусть одно из стихотворений; задавались вопросы из русской истории и географии и заканчивали испытанием по арифметике, предлагая решать различные задания устно и письменно над числами простыми и именованными и даже в пределах курса элементарных дробей. Некоторые из учеников на все предлагаемые вопросы отвечали отлично и ни одного не оставили без обстоятельного ответа; другие отвечали слабее, хотя, впрочем, нельзя сказать, что их ответы были неудовлетворительны, но на некоторые трудные вопросы они отвечали не бойко, после некоторого раздумья, и иногда невпопад, но затем исправляли свои ошибки и давали правильные ответы. Слабых учеников было всего трое или четверо, но и их нельзя было считать недостаточно подготовленными. Учитывая, что четырехгодичный курс учения был пройден за два года, то такой результат следует признать блестящим.

На экзамене присутствовал помещик Ванькович, который представлял Бабчинскую школу, как школу первоначальной грамотности, в которой обучаются молитвам, чтению, письму и счету, и ученики обо всем этом имеют лишь самые общие знания. Такой очевидный успех обучения, свидетельствовавший о громадном труде и усилиях учителей и учащихся, побудил г. Ваньковича сразу после испытания дать нескольким ученикам за их отличные ответы денежные награды в размере от двух до трех рублей, а одному из них, ответы которого ему особенно понравились, отдал вместе с деньгами и свой кошелек, очень хорошей работы.

В 1903 г. было построено новое кирпичное двухэтажное здание школы. Помимо своего прямого назначения – давать известное образование крестьянским детям прихода, Бабчинская школа подготавливала учителей для школ грамотности. Первоначально в школе могли обучаться как мальчики, так и девочки, с 1903 г. школа стала мужской, а с 1913 г. – женской. В 1903 г. Бабчинской второклассной церковно-приходской школе был присвоен статус учительской, а также была при ней открыта образцовая одноклассная школа. Заведующим и законоучителем школы был с ее открытия и до 1908 г. священник Михаил Дроздовский, а с 1909 до 1920 гг. – священник Владимир Вечорко.

Поступить в Бабчинскую второклассную школу могли только те, кто окончил церковно-приходские школы, народные училища и др., имеющие от 13 до 17 лет от роду. Желающие сдать экзамен подавали прошение к 15 августа на имя заведующего с приложением метрической выписки о рождении и крещении, свидетельство об окончании какого-либо училища и свидетельство о привитии предохранительной оспы. Поступившие ученики помещались в общежитие с платой 36 рублей в год, с 1908 г. – 40 руб. 50 коп. При отправлении в школу родители должны были их снабдить постельным бельем (тюфяк, подушки, одеяло), двумя парами верхней одежды (праздничная черная блуза и такие же брюки и будничная пара), черным кожаным поясом, черной фуражкой и достаточным количеством белья и обуви.

С 1913 г. в Бабчинскую второклассную женскую учительскую школу принимались девицы православного вероисповедания в возрасте от 13 до 17 лет, окончившие курс одноклассных и двухклассных училищ разных ведомств. Желающие поступить в школу подавали прошение о допущении к экзамену не позже 15 августа на имя заведующего. При прошении прилагались метрическая выписка о рождении и крещении, свидетельство об окончании начального училища и удостоверение врача или фельдшера о привитии предохранительной оспы. Они сдавали экзамены по всем предметам курса одноклассной начальной школы в объеме программы школы и принимались по конкурсу полученных баллов. В 1915 г. планировалось набрать не более 25 учениц. Выдержавшие экзамен и принятые в школу ученицы помещались в общежитие, внося плату 61 руб. за год. Одежду, обувь и белье, а также постельные принадлежности ученицы должны были иметь собственные и в достаточном количестве. На 1915 г. при школе имелся повторно-подготовительный класс с одногодичным курсом, в который принимались ученицы, окончившие курс трех отделений второклассной школы, как местной, так и других второклассных школ, но не позже, как через год после окончания. Плата в классе 61 руб. за содержание и 50 руб. за обучение. Прошение о приеме в класс подавалось в обычном порядке на имя заведующего с документами и свидетельством об окончании второклассной учительской школы. Если ученица поступала не сразу после окончания школы, то была обязана предоставить свидетельство о благословении от священника, в приходе которого она проживала. Прием производился по конкурсному экзамену по сочинению, диктовке и письменной арифметике. Окончившие повторно- дополнительный класс девицы получали свидетельство на звание учительницы начального училища.

С 1917 г. определением Святейшего Синода в Бабчинской женской второклассной школе ввели преподавание пчеловодства. Занятия по этому предмету было поручено вести учительнице Е. Бразовой, побывавшей летом 1916 г. на курсах пчеловодства в Богословской школе Тульской губернии. На оборудование пасеки было выделено 300 руб. После Октябрьской революции Бабчинская второклассная женская учительская школа прекратила свою деятельность. В 1920 г. в ее здании был открыт педагогический техникум, с 1930-х гг. – средняя школа, с 1970-х гг. – учебно-производственный комбинат. В связи с отселением деревни в результате аварии на ЧАЭС учебная деятельность была приостановлена. В памяти местных жителей сохранились название «поповская школа» и теплые воспоминания о священнике Михаиле Дроздовском.

Акулова М.М., Смольский В.М. ГУО 
«Средняя школа № 2 г. Хойники»


Список использованных источников и литературы

1. Минские епархиальные ведомости. – 1888. – № 10. – С. 281, 283–284, 289.
2. Минские епархиальные ведомости. – 1890. – № 21. – С. 461, 463–464.
3. Минские епархиальные ведомости. – 1891. – № 2. – С. 62–82.
4. НИАБ. – Ф. 136. – Оп. 1. – Д. 41139. – Л. 19–19 об.
5. Минские епархиальные ведомости. – 1906. – № 13. – С. 198.
6. Минские епархиальные ведомости. – 1908. – № 13–14. – С. 185–186.
7. Минские епархиальные ведомости. – 1915. – № 16. – С. 235–236.
8. Минские епархиальные ведомости. – 1917. – № 4. – С. 64.
9. Информант Лаханская (Кирченко) Екатерина Ивановна, 1929 г.р., уроженка д. Бабчин.

Популярные сообщения

Изображение

Именные списки репатриированных граждан СССР прибывших на Винниковский сборно-пересыльный пункт г. Винники (Украина) и отправленных на сборно пересыльный пункт Полесской области (Беларусь) от 31 июля по 11 сентября 1945 года

Изображение

Список советских граждан насильственно угнанных в немецкое рабство в период временной оккупации немцами Юровичского с/совета, Калинковичского района, Полесской области, БССР

Изображение

Акты расследования злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками против советских граждан при оккупации территории Ельского района от 14 декабря 1944 по 14 февраля 1945 гг.