В былой медвежьей глуши. Копач М. Народный голос от 24 августа и 10 января 1998 года, В Медведном варили смолу и выжигали уголь. Ирина Дарина и Из истории деревни Медведное Народный голос

В былой медвежьей глуши
Некоторые факты из истории деревни Медведное


Медведное — деревня в 4-х километрах от центра сельсовета Скородное, в прошлом веке — волостного центра.

О названии деревни существуют две версии. Первая — легенда, передающаяся из поколения в поколение. В ныне соседнем Скородном жили два брата. Обзавелись семьями и решили разделиться. Один решил ехать туда, где живет больше людей. Таким местом оказались Геевичи, теперь деревня в соседнем Овручском районе, что на Украине. Второй далеко не поехал, а выбрал лесную поляну в нескольких километрах от Скородного. Встретились через несколько лет, разговорились о жизни. На вопрос первого брата: "Как живешь?" второй ответил: "Живу в дремучем лесу, где так темно, как в медвежьих ушах". С тех пор лесное поселение стали называть Медведным.

И вторая версия — в основе — название животных — медведей, которые, по народным преданиям, обильно когда-то водились в окрестных лесах. Оба объяснения названия деревни исходят от реальной действительности в далеком прошлом и имеют теперь право на жизнь...

Каких-либо обследованных археологических памятников на территории деревни Медведное не сохранилось. Правда, в нескольких километрах, среди густого леса, имеется одиночный курган. Местное население называет его татарским могильником. А так ли это, покрыто тайной веков.

Время возникновения деревни документально подтвердить нет возможности. Мнения краеведов крайне противоречивы. Называют XV и XVII века. На географической карте Минской губернии конца XVII века наряду со Скородным значилась и деревня Медведное.

Долгие годы, до середины XIX века, в имении Медведное хозяевами были помещики братья Обуховские, которые отличались жестоким обращением с крепостными, чрезмерной жадностью, стремлением к обогащению. Старожилы рассказывали, что в деревне была церковь, существовавшая несколько десятков лет в прошлом веке. Церковный надел земли был самым плодородным, чем и вызвал зависть у соседствующего помещика. Он подговорил мужика, любителя выпить, дал ему немалые деньги за поджог церкви. Новый храм построить средств не нашлось, священник вынужден был ехать в другой приход, землей завладели помещики. Владельцы Медведного довели своих крестьян до нищеты, до стремления переменить место жительства. Население деревни резко сократилось. Но и терпению крепостных пришел конец. Подобрав удобный момент, когда пан объезжал лесные угодья, несколько смелых парней там же в лесу расправилось с помещиком.

В 1870 году в Медведном было 26 жителей. Через 40 лет здесь уже было до 30 домов и около 150 жителей.

С 1861 г. владельцами Медведного стали помещики Адамовичи, мало чем отличавшиеся в обращении с крестьянами от предыдущих крепостников. Почти единственное хорошее, что сделали для деревни Адамовичи, это посадили на десятке гектаров хороший фруктово-ягодный сад. Этим садом в нашем веке долгие годы пользовались жители окрестностей. Был помещиками построен и кирпичный завод.

Интересную деталь вспоминали старожилы о семье последних своих помещиков. Жена Адамовича (имя не вспомнили), в отличие от мужа, пользовалась авторитетом среди крестьян. Обладая медицинскими познаниями, она бесплатно лечила население Медведного и близлежащих деревень. Но где крестьянин мог найти средства на лекарства, пани это понимала. Главное, за что запомнили ее люди, — учила их пользоваться лечебными народными средствами: водой, теплом, травами, грибами, культурными растениями. Несколько деревенских женщин до глубокой старости помнили советы помещицы и оказывали односельчанам медицинскую помощь, при этом с благодарностью вспоминали свою давнюю благодетельницу. Парадоксы жизни: мужа и после смерти ругали, жену многие десятилетия по-доброму вспоминали…

В годы первой мировой войны Полесье стало ближайшим тылом фронта, линия которого проходила в районе Пинска. В сторону фронта улучшались дороги. Боясь дальнейшего продвижения немцев на Восток, армия строила заграждения, делались непроходимыми посредством устройства гатей и запруд болота и речки. Об этом и сегодня говорит "гатка" через медвежанское болото. Эти оборонительные сооружения на бывшей польско-советской границе в тридцатые годы нашего века были усилены долговременными оборонительными точками (ДОТы). Но как в первом, так и втором случае укрепления не пригодились.

Недолго пользовались жители Медведного свободой после Октября 1917 г. Уже через три месяца территория Скороднянской волости была занята кайзеровской Германией. Местные активисты, возглавляемые Скороднянской большевистской организацией, ушли в подполье, вели борьбу с захватчиками. Созданный большевиками партизанский отряд численностью до 170 человек участвовал в освобождении Ельска и Мозыря в ноябре-декабре 1918 г. Командовал им Примин Петр Васильевич.

В волости был создан революционный комитет, в который вошел и представитель Медведного Шульга Лукаш. Восстанавливалась Советская власть, готовился раздел помещичьей земли. Но вновь скоро окончилась мирная пора. Уже с лета 1919 г. Скороднянщина оказалась на линии советско-польского фронта. Сначала неоднократные набеги на населенные пункты польских легионеров со стороны Лельчиц, а с марта до июня 1920 года — полная оккупация территории. Вновь активно действовало подполье, партизанские отряды. В конце июня волость была полностью освобождена Красной Армией.

В Медведном несколько лет действовал исполком сельского Совета, председателем которого был Шульга Евдоким. С 1920 года в деревне была организована школа, учителя в которой содержали родители учащихся.

В 1924 г. в деревне насчитывалось 47 дворов и 329 жителей. В те же годы в окрестностях деревни на базе леса работали небольшие смолоскипидарный, спиртопорошковый и тарный заводы, выжигался древесный уголь, заготавливался лес. В 1930 г. был организован колхоз "Победа".

В жизнь населения деревни все больше входили элементы культуры. Работала государственная школа, выписывалось несколько газет, на собраниях разъяснялось международное и внутреннее положение страны. Но и здесь не обходилось без "революционных методов" местных активистов, особенно в борьбе с религией, за новые убеждения. Жена Павла Засинца была глубоко верующей, держала в доме несколько икон, передававшихся из поколения в поколение. Это была своего рода фамильная реликвия и ценность. И вот однажды утром, когда хозяйка доила корову, к дому на лошади подъехали активисты во главе с председателем сельсовета и предъявили Павлу жесткий ультиматум: "Или убирай немедленно иконы, или сейчас же посадим с бабой на воз и отправим в Сибирь". Что оставалось делать запуганному крестьянину, уже видевшему сцены с отправкой людей в Сибирь? Иконы тут же полетели в горящую печь...

Еще одна интересная деталь местной истории. Десятки семей до 30-х годов нашего века жили на хуторах среди лесов и болот. И самым дальним был хутор военнопленного первой мировой, уроженца Австрии, который здесь обзавелся семьей, начал толково вести хозяйство. Затем, в период массового сселения, хутор исчез. Но урочище и сегодня называется "Австриец".

Адом для немецко-фашистских захватчиков стали окрестности Медведного в годы Великой Отечественной войны. Белорусские, украинские, молдавские и польские партизанские отряды, и соединения действовали здесь. Победа в войне для этой лесной деревни досталась дорогой ценой. Больше 100 человек недосчитались жители Медведного, убитых в боях, замученных, расстрелянных, спаленных живыми. До последней постройки была сожжена и деревня.

Одновременно восстанавливались колхоз и деревня. Крайне трудным был послевоенный хлеб. Но люди выдержали. Через несколько лет все отстроились заново. В 1959 г. в Медведном насчитывалось 140 хозяйств и 484 жителя. Действовали начальная школа, клуб и библиотека. Общественным хозяйством в деревне десятки лет руководил Иван Засинец, прошитый вражескими пулями в последней войне. Немало отдали сил возрождению деревни и другие фронтовики.

Ведя рассказ об этой отдаленной небольшой деревне, нельзя не назвать имени, рано ушедшего из жизни Михаила Засинца, человека трагической судьбы, чем-то сродни прославленному писателю Николаю Островскому.

Сельский механизатор, отличник производства, он еще в молодые годы из-за тяжелой травмы позвоночника оказался навсегда прикованным к кровати. Неимоверная сила воли, большая любовь к труду помогли найти ему, неизлечимо больному, свое место в жизни.

За годы учебы во Всесоюзном заочном университете культуры М. Засинец получил необходимые знания по изобразительному мастерству художника. Им написан не один десяток картин о природе родного края, его людях. Пришло признание. Его работы были на выставках в Минске, Москве, Германии, Польше, Англии... Художнику было присвоено почетное звание "Заслуженный работник культуры БССР".

Ныне в Медведном — бригада совхоза "Скороднянский" Там теперь 89 хозяйств, 162 жителя и лишь пятеро детей. А что в ближайшем будущем...

Копач М.

В Медведном варили смолу и выжигали уголь.

Подъезжая к д. Медведное, мы обратили внимание на православные кресты, которые по старинному обычаю устанавливают местные жители, чтобы оградить свои дома и семьи от всяких бед и напастей. Вышитые рушники и разноцветные атласные ленты развевались на ветру, привлекали внимание своей яркостью.

Медведное еще, кажется, совсем недавно было одним из самых красивых и многолюдных сел Ельского ройона. Сегодня былую красавицу деревню не узнать. Старые дома с покосившимися хозпостройками чередуются с пустотами, образовавшимися на месте снесенных ветхих строений. Только кое-где еще заметны крепкие подворья. А ведь полвека назад в Медведном насчитывалось 140 дворов проживало 484 жителя Сейчас здесь живет чуть более 30 человек...

Предании гласит

Медведное. в недавнем прошлом один из крупнейших населенных пунктов района. до середины XIX века принадлежало помещикам Обуховским, отличавшимся жестокими нравами. Известно, что один из хозяев имения приказал своим слугам сжечь местную церковь, чтобы завладеть церковными землями. Безнаказанным вандальский поступок не остался один из Обуховских был убит в лесу крестьянами, не выдержавшими помещичьего гнета.

В 1861 году имение перешло к помещикам Адамовичам, которые оставили о себе добрую память посадили сад построили кирпичный завод

Вихри враждебные пронеслись над Медведным

После Октябрьской революции Медведное, как и Скородное оказалось в эпицентре боевых действий Немцы, белополяки, разномастные банды не давали крестьянам спокойно жить и трудиться на родной земле. После освобождения Ельщины от польских легионеров в Медведном установилась Советская власть. Первым председателем сельского Совета был Евдоким Шульга

В 20-30-е гады прошлого века в Медведном работали смолокурня, спиртопорошковый и тарный заводы Медведчане выжигали уголь, заготавливали древесину, разводили домашний скот, занимались земледелием. Была в Медведном и начальная школа...

Вокруг деревни, насчитывающей более трехсот жителей, среди лесов и болот было разбросано несколько десятков хуторов, на каждом из которых проживало не менее десятка человек. В конце 30-х годов все хутора были сселены в Медведное О них напоминают лишь названия урочищ, до сих пор сохранившиеся в памяти местных жителей. Одно из урочищ называется Австриец. Когда-то в окрестностях деревни, по рассказам старожилов, обосновался уроженец Австрии, который во время первой мировой войны попал о плен. После освобождения из плена он женился на местной девушке и остался жить на Полесье.

В 1930 году здесь был организован колхоз "Победа” Местные активисты боролись с кулаками и "религиозным дурманом". Рассказывают, явились как-то ярые атеисты в дом Павла Засинца, у которого были старинные иконы, и потребовали "Или сейчас же снимаешь иконы, или посадим вас с бабкой на воз и отправим в Сибирь" Иконы полетели в печь...

Во время Великой Отечественной войны Медведное в числе многих других деревень района, было сожжено фашистами. В беспощадном огне погибло около двух десятков мирных жителей, не успевших спрятаться в лесу. Более ста уроженцев Медведного не вернулись с полей сражений. Память о них увековечена в памятниках и обелисках. Их имена вписаны в книгу "Память" Ельского района

Ирина Дарина
Фото: Александра Газуки

Из истории деревни Медведное

Перед въездом в деревню Медведное стоит деревянный крест с развевающимися лентами и рушниками – оберег от несчастий и бед. Местные женщины каждый год обновляют на нем рушники и ленты, чтобы их родное Медведное жило спокойной, размеренной жизнью.

Когда-то это было одно из крупнейших сел Каролинской волости (Медведное даже отмечено на географической карте Минской губернии конца XVII века). До середины XIX века имение Медведное принадлежало помещикам Обуховским, которые в страхе держали всю округу. Местные крестьяне, не выдержав издевательств и притеснения, убили помещика Обуховского.

В 1861 году имение перешло к помещикам Адамовичам, которые оставили о себе добрую память. Новые хозяева посадили сад, построили кирпичный завод. А добрая, прогрессивно мыслящая помещица лечила больных крестьян, учила их собирать и сушить лекарственные травы.

После революции 1917 года помещики эмигрировали, и после победы в Гражданской войне к власти пришли Советы.

Известно, что в 1924 году в Медведном проживало 329 человек. Здесь работала школа, смолокурня, спиртопорошковый и тарный заводы. В 1930 году был организован колхоз «Победа».

Во время Великой Отечественной войны Медведное разделило печальную участь многих деревень Ельщины. Около двух десятков мирных жителей, не успевших спрятаться в лесу, фашисты сожгли вместе с деревней. Более ста уроженцев Медведного не вернулись с полей сражений.

После войны село восстановилось и разрослось. Так, уже в конце 50-х годов прошлого века в Медведном насчитывалось 140 дворов, проживало 484 жителя. Здесь была большая животноводческая ферма, клуб, библиотека, магазин…

Сегодня деревня переживает не лучшие времена. В Медведном осталось 22 жилых дома, в которых проживает 25 человек, в основном пенсионеры. Нет ни одного социального объекта. Однако жизнь в Медведном продолжается. Медведчан обслуживает автолавка, «почта на колесах», Скороднянская участковая больница…

Жители Медведного по-прежнему славятся своим гостеприимством и доброжелательностью, трудолюбием и хозяйственностью. Они не только живут воспоминаниями о прошлом, запечатленном на живописных полотнах их земляком, заслуженным работником культуры БССР Михаилом Засинцем, но и радуются каждому новому дню.

Популярные сообщения

Изображение

Именные списки репатриированных граждан СССР прибывших на Винниковский сборно-пересыльный пункт г. Винники (Украина) и отправленных на сборно пересыльный пункт Полесской области (Беларусь) от 31 июля по 11 сентября 1945 года

Изображение

Список советских граждан насильственно угнанных в немецкое рабство в период временной оккупации немцами Юровичского с/совета, Калинковичского района, Полесской области, БССР

Изображение

Акты расследования злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками против советских граждан при оккупации территории Ельского района от 14 декабря 1944 по 14 февраля 1945 гг.