Среди болот и лесов. Некоторые факты из истории деревни Кочищи. М. Копач Народный голос от 29-30 апреля и 13 мая 1998 года

Среди болот и лесов
Некоторые факты из истории деревни Кочищи


Существует два объяснения наименования деревни "Кочищи". Первое от слова кочище — кочковатое, заболоченное место. Действительно, деревня размещена на песчаной гряде, идущей с севера на юг и с двух сторон зажата большими площадями болот, по которым медленно стекали вешние воды в речки Батывлю и Чертень. На островах среди болот — густые леса. Одно уже урочище "Старина", его недавнее прошлое о многом говорит. А таких "диких" мест вокруг Кочищ еще каких-либо сто-двести лет назад было немало.

Другое название Кочищ, объясняется в легендах от понятия "кочующий народ". Таким народом на Полесье много веков были цыгане, которые до XX века не знали оседлого образа жизни. Но они хотя и постоянно кочевали от деревни до деревни, часто на большие расстояния, но покойников привозили и хоронили в одном, определенной месте. Как вывод: в одном и другом объяснении есть правдоподобность и логика. Нам нельзя отвергать их.

Точной даты, года возникновения деревни найти невозможно. Да и кто фиксировал первопоселенцев? Возможно, где-то в XVII веке появились Кочищи. На карте Минской губернии (в границах современного Ельского района) в конце того же века, начале XVIII-гo Кочищи в числе двенадцати других современных населенных пунктов обозначены. Имелись уже тогда Вишеньки (Вишенка), Жуки, Движки, Ремезы и другие.

О Кочищах XVIII века каких-либо документальных сведений не имеется, т. к. делопроизводство в этот и другие более ранние века велось на польском языке. Предполагаем, что в том же веке земли вокруг Кочищ были приобретены в частное владение. Здесь было построено имение. Почти весь прошлый XIX век имением Кочищи владели католики Песецкие. В инвентарной описи этого имения за 1856 год дана подробная характеристика хозяйственной деятельности. Это связано с тем, что владевшая частью Кочищ помещица Е. Барановская судилась за право владения всем имением со своими братьями Песецкими после смерти родителей. Ею было написано прошение в Минский губернский гражданский суд на 6-ти больших листах. Для суда составлена подробная опись, дающая представление об этом имении. Вот некоторые цифры из этой описи: в Кочищах было 35 крестьянских дворов, где жило 45 мужчин и 38 женщин трудоспособных и 124 неработающих (нетрудоспособных). В этих хозяйствах насчитывалось 75 волов, столько же коров, 168 овец, 71 голова свиней, 84 ульи с пчелами. За имением числились в хуторе Чертень мельница и две корчмы. Дальше подробно описано сколько и где посеяно каких культур в имении. Например: "картофеля около бондарки — 13 десятин, за кухней — 1, за конюшней —2". Указано количество и виды скота, все имущество в доме (до тарелок и ложек). Дается характеристика самого дома (длина 27, ширина 14 аршин, трое входных дверей и т. д.), каждой хозяйственной постройки. Чем окончился судебный процесс, не установлено. Но из архивных источников видно, что по наследству в 1858 г. хозяином в Кочищанском имении (3429 десятин земли) стал Песецкий Иераним Гетермасович. Кроме того, он был арендатором одной корчмы.

В конце прошлого века имение было куплено горным инженером Бродовичем Витольдом Генриховичем. Это был человек либераль¬ных взглядов. Его жена по образованию фельдшер, оказывала медицинскую помощь крестьянам и пользовалась авторитетом.

Короткое время в нашем веке, с 1912 года владельцем имения был, и некто Бродский, купивший его у прежнего хозяина.

С XVII века, а может и ранее, в Кочищах был построен католический костел, основной целью которого являлось приобщение местного крестьянства к католицизму, отрыв их от православной веры. Но видно не поддались полесские мужики на убеждения ксендзов. Ряды католиков существенно не пополнялись, и в 1863 году костел был преобразован в православную церковь.

По воспоминаниям старожилов деревни, в начале XX века дом и хозяйственные постройки панского имения размещались в более высокой части Кочищ, где сейчас находится мехдвор колхоза. Неподалеку был и большой фруктовый сад. Рядом с панским домом был пруд с приточной водой, через ручей перекинуты ажурные мостики.

А как жили крестьяне в тесных, крытых чаще всего камышом или соломой хатах, с вечной нуждой и забитостью, описано многократно как в художественной литературе, так и в различных архивных документах. По всей России было одинаковое положение крестьянства. А вот несколько фактов, присущих только Кочищам.

Далеко, не все помещики здесь считались с большинством населения, а также уважали крестьян и их труд. На Полесье почти все крупные землевладельцы были польского происхождения, католиками, белорусское крестьянство было для них рабочей силой, быдлом, полностью бесправной. Крестьян помещик мог продать, обменять на животных и т. д. По рассказам старожилов, передающимся из поколения в поколение, где-то в первой половине прошлого века кочищанский помещик Песецкий, имевший родственников на Гродненщине, выменял там на племенного охотничьего собаку двух мастеровых человек по фамилии "Копач", привез их в Кочищи. И не от них ли пошел в Кочищах, да и на Полесье, немногочисленный род Копачей. А там, на первородине, есть деревни "Копачи", где половина и более населения с такой же фамилией.

Или другой пример бесправия кочищанских крестьян, нашедший отражение в исторических документах. Одному из кочищанских помещиков захотелось покрепче привязать крестьян к земле, к своей деревне. Он приказал старосте на субботу, после великого поста, подобрать и привести в церковь десять или больше холостых крестьянских парней и столько же девушек, а священнику — тут же обвенчать их за один вечер. И все это без согласия молодых, их родителей. Цель самодуром-помещиком достигнута: семейный крестьянин, да еще осененный крестом и венцом, не будет стремиться уехать с этой деревни...

Документы второй половины прошлого века свидетельствуют о том, что и в этом лесном, болотистом крае жизнь не стояла на месте. В 1870 году в Кочищах проживало 117 человек. Через 16 лет, в 1886 году, согласно справочного издания "Волости и важнейшие селения Европейской России", о Кочищах сказано: "Кочищи — дворов 56, жителей 336, церковь православная".

Все больше в деревню проникали капиталистические отношения. Бурно развивались лесные промыслы, велся вывоз и продажа леса, выжиг древесного угля и выгонка с бересты дегтя. С начала XX века в имении помещика Бродовича работала паровая мельница, сгоревшая в годы гражданской войны. На речке Чертень, возле хуторов Старый и Новый Чертень с прошлого века работали водяные мельницы. Было и несколько ветряных мельниц, шерстечесалка и крупорушка.

Наступил XX век. В 1909 г. число жителей обоего пола в Кочищах составляло 311 человек, дворов 57. С 1914 г. в деревне начала работать школа. В первой мировой войне участвовало больше 30 человек. Несколько из них не вернулись домой, навсегда остались на полях сражений. За 4-х летней мировой войной наступила трехлетняя гражданская. Некоторые жители Кочищ воевали на фронтах и в партизанских отрядах гражданской войны, другие ожидали перемен к лучшему, занимаясь извечным крестьянским делом. А вокруг кипели страсти, одна власть сменялась другой, и все недолговечно. И так до 1921 года.

В те же годы для защиты интересов крестьян в Кочищах был создан комитет бедноты, первым председателем которого был Фурман Тимофей.

Наконец наступили мирные двадцать лет. Ожила деревня. Все земли были засеяны. Развивались промыслы, прежде всего лесные. В 1922 г. от железнодорожного разъезда Богутичи мимо хуторов Чертень, Волчье, Ястребля до лесной дачи бывшего имения "Старина" построена железнодорожная ширококолейная ветка для вывоза леса. После истощения лесных запасов в 1939 г. ветка была разобрана. Но в эти годы сотни жителей Кочищ и окружающих деревень имели заработок от работы на лесоразработках.

В 1924 г. в Кочищах было 100 дворов и 1010 жителей. В деревне работали сельский Совет, начальная школа, магазин. Практиковались различные формы кооперации крестьянства. В августе 1927 г. было создано Кочищанско-Жуковское мелиоративное товарищество в составе 235 семей. Было создано и машинное товарищество.

В начале 1929 г. в Кочищах был организован колхоз "Революция", располагавший первоначально 532 гектарами земли. Первыми подали заявления 7 человек, через некоторое время еще 15. Для острастки долго думающих крестьян и назидания по сельсовету было раскулачено больше 30 семей.

Трудно нам сегодня судить о подходах органов власти и местной бедноты к определению крестьян как кулаков, у которых изымалось все движимое и недвижимое имущество, они в большинстве вывозились в малообжитые районы, часто на верную гибель. Перед нами список раскулаченных по Кочищам и сельсовету. Редко у кого в семье двое-трое детей. У большинства 5 и более. У Копача А. М. — 5, Лукьянова К. А. — 6, Малюка П. А. — 6, Кручко И. М. — 8, а у Петровича П. Я. — 9 детей. И на такую семью две коровы, трое свиней, пара волов и одна лошадь уже считалось большим богатством. История, прошедшие многие десятилетия дали оценку и тому времени, и тем действиям органов власти.

Первым председателем колхоза был избран Демьян Андреевич Рабчинский. Через год, на базе колхоза было создано молочное товарищество с первичной переработкой молока.

В 1935 г. в Кочищах были организованы курсы подготовки механизаторов. В том же году в деревне был построен первый в районе типовой сельский магазин.

В 1937 —39 годах из-за необоснованных политических репрессий были арестованы председатель колхоза Миксюк Степан Иванович, бригадир Ракицкий. В Мозыре и его окрестностях расстреляны Феськов А. Я. и Лобан Н. И. По одному человеку было расстреляно из Копанки и Жуков.

Семилетняя школа в 1939 г. преобразована в среднюю. До войны она сделала два выпуска, работала изба-читальня.

Отечественная война 1941-1945 г. — самое страшное за всю историю испытание для населения Кочищ. В первые же дни почти все взрослые мужчины ушли в военкомат для направления в фронтовые части. Оставшиеся сформировали Кочищанский партизанский отряд, командиром которого был назначен председатель Кочищанского сельсовета Филимон Николаевич Руцкий, комиссаром — председатель сельпо Мищенко Антон Степанович.

Партизаны с первых же дней начали боевые действия, чем вызвали лютую ненависть фашистских властей. Расправа последовала прежде всего с мирным населением: массовые аресты и расстрелы, уничтожение огнем...

18-го июля 1942 г. была сожжена вместе с людьми соседняя деревня Копанка (186 человек), только двое осталось в живых. В тот же день такая судьба постигла и деревню Круглое, где было уничтожено 41 человек. Из всей деревни остался 1 человек, т. е. раненая женщина выползла из горящего сарая. Кочищи за войну потеряли 73 воина, больше 160 партизан и мирных жителей. В числе сожженных 53 деревень района были и Кочищи.

Наступил день освобождения, начались годы напряженного восстановительного труда. Уже через полтора месяца после освобождения, 25.2.1944 г., в райисполкоме был заслушан отчет председателя сельисполкома т. Прохорова о ходе подготовки к весенне-посевной компании, где отмечалось, что в этом важном деле практически работы не начаты.

Семенные фонды не засыпаются ни в одном колхозе, ремонт инвентаря и сбруи не проводится, местные удобрения не заготавливаются, кузницы не организованы, тягловая сила не обобществлена...

Труднейшие времена переживали люди в первые послевоенные годы, которые усугубились неурожаем и голодом. В апреле 1947 г. остронуждающимся была оказана хлебная помощь по несколько килограммов зерна (по сельсовету 902 кг). Выделялся для колхозов и сельчан также скот. После освобождения в январе 1944 г. у населения деревни сохранилось только три коровы, несколько поросят и до десятка курей. Государство с трудом находило возможности для оказания помощи людям. В 1946 г. в Кочищах была открыта врачебная амбулатория, первым врачом в которой несколько лет работал Панахов М. О. Старейшие жители деревни и сегодня вспоминают добрым словом этого врача, его молодых помощниц Антоненко М. В. и Вазюро М. Л. В те же годы были восстановлены семилетняя школа, отделения связи и сберегательной кассы. В 1947 г. райисполком принял решение о строительстве в Кочищах на месте землянок и примитивных послевоенных времянок образцово-показательного населенного пункта. Намерения властей и людей были очень хорошие. Но... Трудности были неимоверными.

Почти все работы в колхозе и на приусадебных участках производились вручную. Не было техники, тягловой рабочей силы, продуктивного скота. На два сельсовета в 1945 г. был прислан один трактор. Об оплате труда в колхозах, очень небольшой, трудно в наши дни и представить. В 1946 г. на трудодень выделялось 400 грамм зерна, через год добавили по 400 грамм гречихи. Но люди верили, работали. В 1948 г. колхозу для строительства было доведено задание — заготовить три тысячи кубометров леса. За три месяца задание выполнено.

В тот ответственный период на протяжении шести лет председателем колхоза работал Дойняк Игнат Васильевич. После него несколько лет эту должность занимал Прищеп Николай Федорович. Почти четверть века, до 1981 г., здесь председательствовал Цик Павел Иванович. Это при его старательности было сделано коренное переустройство всего уклада жизни: произведена мелиорация заболоченных земель, сооружены все общественные постройки хозяйства и центра сельсовета, десятки домов жилья, электрификация, телефонизация и радиофикация, дороги... Хозяйство неоднократно выходило победителем в трудовом соперничестве по производству сельскохозяйственной продукции. Как участник войны Цик П. И. не остался безучастным к памяти погибших в годы лихолетья. На месте сожженных деревень, массовых казней невинных людей, захоронений погибших воинов и патриотов были сооружены памятники...

Сотни юношей и девушек из Кочищанской средней школы получили путевку в большую жизнь, некоторые — в науку. Только два примера. В семье трудной человеческой судьбы родился, вырос и получил высшее образование Феськов Николай Степанович. В родной школе он учительствовал, был директором, прославился как реформатор, защитил кандидатскую диссертацию, был избран в последний состав Верховного Совета СССР. И не его вина в досрочном окончании депутатских полномочий. Ныне Феськов Н. С. — начальник управления Министерства образования Республики Беларусь.

А сколько добрых слов можно услышать в деревне о Гуде Николае Аврамовиче. Отличный ученик в местной школе, примерный студент железнодорожного ВУЗа. Многие служебные ступеньки в Гомельском отделении Белорусской железной дороги, не один год начальник этого отделения. И как бы ни вознесли его высокие должности, родные Кочищи, их людей, своих корней он не забывает.

О многих других выходцах из Кочищ, богатом прошлом и настоящем деревни пусть расскажут историки и краеведы. А здесь есть, о чем рассказать. Кочищам сегодня более трех веков. Там, где были редкие хаты первопоселенцев "трех шапок" и "семеняк" — (первоначальные названия частей деревни. Примечания авторов) с более поздним имением помещиков посредине, теперь протянулись километры асфальтированных улиц, построены сотни добротных домов. В деревне полная сельская инфраструктура, т. е. перечень необходимых учреждений. И очень небольшой объем познаний своей малой родины. Мы же дали лишь некоторые факты...

М. Копач

Популярные сообщения

Изображение

Именные списки репатриированных граждан СССР прибывших на Винниковский сборно-пересыльный пункт г. Винники (Украина) и отправленных на сборно пересыльный пункт Полесской области (Беларусь) от 31 июля по 11 сентября 1945 года

Изображение

Список советских граждан насильственно угнанных в немецкое рабство в период временной оккупации немцами Юровичского с/совета, Калинковичского района, Полесской области, БССР

Изображение

Акты расследования злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками против советских граждан при оккупации территории Ельского района от 14 декабря 1944 по 14 февраля 1945 гг.