Как жители Бовгорки ожидали конца света. Копач М. Народный голос от 23 сентября 1998 года
Деревня Бовгорка.
Несколько фактов истории.
...Возникла деревня в конце прошлого, начале нынешнего XX века. В списке населенных мест Мозырского уезда за 1870 год такого населенного пункта не имелось в Михалковской или Мелешковичской волостях, хотя соседние Движки, Шарин, Ремезы там есть. За 1909 год уже показано несколько дворов — хуторян на землях помещика из Мелешкович. После гражданской войны в Бовгорке был свой сельский Совет как орган местной государственной власти. В 1924 году здесь уже было 27 дворов и 217 жителей.
Нелегкой была жизнь крестьян. Но уже были элементы улучшения условий жизни. Шире становился и кругозор населения. Этому содействовала созданная здесь, в Бовгорке, школа. Был прислан учитель Мазуркевич Владимир Ипполитович, житель соседней деревни Гостов. В своих воспоминаниях он, спустя многие годы, рассказал о трудностях создания школы, крайней отсталости во взглядах населения, всесильном влиянии на их одной из религиозных сект...
...Перемогли убеждения властей, школы, которая все-таки была здесь создана. А дальше, как и во всех других деревнях: коллективизация, Отечественная война, большие потери населения, послевоенное возрождение...
Как жители Бовгорки ожидали конца света.
Трудности открытия этой школы заключались в том, что деревня Бовгорка была очень бедной, население находилось под сильным влиянием баптистской секты, в которую входило почти все население деревни, доведенное до иступленного фанатизма. Организатором и проповедником этой секты баптистов была местная жительница по прозвищу Харитониха. Членов секты она учила: — без молитвы жить нельзя, как без пищи и воды. Все ее проповеди сопровождались угрозами божьей кары. Она говорила: — "Земная жизнь — это не жизнь, только преддверие подлинной жизни, подготовка к ней. Все мы путешественники в небесный "ханаон", только там и начинается настоящая и истинная вечная жизнь". Она внушала членам своей секты, что советская школа, в которой не изучают Закон Божий — есть порождение сатаны. При помощи подбора библейских цитат из откровений и пророчеств о якобы втором пришествии на землю Христа и жесточайших карах, которые он обрушит на неверующих, она, нагоняя всяческие страхи и ужасы на темных, доверчивых односельчан, добилась того; что они на почве религиозного фанатизма, по указанию своей проповедницы, раздали все свое имущество бесплатно желающим, а сами одели белые одежды-балахоны, и утром, в назначенный день, собрались в большой крестьянский сарай без крыши, со своими семьями, и там, распевая молитвы, с верой в то, что они как верующие и праведные перед Богом, в назначенный час, по предсказанию проповедницы, поднимутся на небо. А все остальные, грешники на земле, будут уничтожены...
Медленно тянулось время. Прошел день, стало смеркаться, прошла ночь, но ничего не случилось... Рассвет принес не только новый день, но и отрезвление. Просидев в сарае двое суток без пищи и воды, в ожидании вознесения на небо, но не дождавшись, когда исполнятся пророчества "истинно верующих", люди стали роптать и выражать свое недовольство организатору этого дикого "спектакля" проповеднице Харитонихе, которая задержку исполнения пророчества — вознесения на небо — объясняла сомнениями некоторых верующих во всемогущество Господа. Недовольство обманутых нарастало. Люди стали открыто возмущаться и готовы были выместить свое недовольство на проповеднице...
Видя это, Харитониха сказала верующим, что ей одной нужно выйти из сарая в лес и наедине поговорить с Господом Богом... Уйдя в лес, она, оставив верующих и своих троих детей, скрылась. Сектанты, не дождавшись ее возвращения, с негодованием разошлись и возвратились к опустошенным домам собирать розданное имущество и скотину...
Полет на небо, обещанная там райская жизнь, которую супила им Харитониха, обернулись для запуганных крестьян не только душевному обману, но и трагедией в жизни. Ведь не все из нажитого имущества удалось возвратить...
Из воспоминаний учителя дер. Бовгорка в 1919 г.